Создание и развитие учебно-производственной базы

В октябре 2007 года Казахскому государственному агротехническому университету им. С.Сейфуллина исполняется 50 лет. В советское время было принято известное постановление о юбилеях, по которому для предприятий и учреждений, в том числе и для вузов, первой законной юбилейной датой являлось пятидесятилетие со дня основания. Следовательно, для нашего вуза — это первый официальный юбилей. Если вспомнить историю формирования российского или западноевропейского высшего образования, имеющих вековую историю, то может показаться, что пять десятилетий — это лишь незначительная веха. Но если вспомнить, что вся история становления высшего образования республики охватывает период менее столетия, а также тот факт, что наш вуз стал как бы родителем сельскохозяйственного высшего образования Северного Казахстана, то станет ясно, что эта дата — не просто юбилей. Это — прекрасная возможность вспомнить прошлое, сказать доброе слово о тех, кто стоял у истоков становления и развития вуза, подвести итоги, проанализировать опыт и выработать стратегию будущего.

Постановление об организации сельскохозяйственного института в городе Акмолинске было принято Советом Министров СССР 3 октября 1957 года (за № 1176). Решение об открытии первого высшего учебного заведения в Акмолинске было вызвано одной основной причиной: необходимостью организации сельскохозяйственного производства на огромных просторах поднятой целины.
История целинной эпопеи неоднозначна. Многочисленные публикации последних лет отражают истинную картину этой масштабной реформы, с ее безусловными победами и негативными последствиями. В решении этой глобальной задачи важное место отводилось Казахстану, при этом основная часть отведенных к освоению территорий республики приходилась на северные районы. Вовлечение в хозяйственный оборот в столь короткие сроки такого массива земель (в период целины под зерновое поле Казахстана отводилось до двадцати пяти миллионов гектаров) резко обозначило проблему обеспечения сельского хозяйства специалистами с высшим образованием.

Попытки решить эту проблему за счет специалистов, приглашенных из других республик Союза, успеха не имели, т.к. многие из них не были знакомы со спецификой данной зоны, местными условиями и в большинстве случаев долго здесь не задерживались. Текучесть специалистов сельского хозяйства стала настоящей проблемой, пока руководством страны не было принято решение об открытии в городе Акмолинске сельскохозяйственного института.

Сегодня уже трудно представить, что в далеком 1957 году вуз создавался фактически на пустом месте. В качестве временной базы институту было передано помещение железнодорожного училища №4 (расположенное между центром города и вокзалом), под общежитие было отведено два барака, принадлежавших бывшей трехгодичной сельскохозяйственной школе и находящихся на расстоянии 4,5 километра от основной территории института. Почти полгода потребовалось Главку сельхозвузов Минсельхоза СССР, чтобы «утрясти» в республике вопросы, связанные с выделением даже этой мизерной базы. Директором Акмолинского сельскохозяйственного института был назначен кандидат технических наук Тимофей Григорьевич Духов — умелый организатор и опытный хозяйственник. Тимофей Григорьевич прибыл из г. Алма-Аты, где он работал директором Тастакской МТС.

ДИРЕКТОР Т.Г.ДУХОВ (февраль 1958-май 1961 г.)

Фактическая деятельность института началась с издания 22 февраля 1958 приказа №1, гласившего: «Сего числа приступил к исполнению обязанностей директора Акмолинского сельскохозяйственного института. Основание: приказ Министерства сельского хозяйства СССР №126 — К от 22 февраля 1958 года. Директор Акмолинского сельскохозяйственного института Т.Г. Духов».

Институту были выделены 4,1 тысячи квадратных метров учебной площади и неблагоустроенные, требующие капитального ремонта здания для проживания студентов. Поэтому первой и неотложной задачей руководства института было как можно быстрее провести ремонт и переоборудование всех зданий.

В период с апреля по октябрь 1958 года, кроме капремонта, были осуществлены крупные сантехнические и благоустроительные работы: проложены теплотрассы и переведены на паровое отопление все здания, проложен водопровод и оборудована местная канализация, озеленена территория и асфальтированы основные дороги.

В апреле 1958 г. институту для организации учебно-опытного хозяйства было выделено помещение бывшего подсобного хозяйства Акмолинского облисполкома (с площадью землепользования 2700 гектаров). На его балансе числились 38 коров непродуктивных пород и 500 овец. Из построек — десяток развалившихся саманных землянок и таких же животноводческих помещений. К концу того же года хозяйство преобразилось: были возведены шесть жилых домов, 4-рядный коровник, капитально отремонтирован зерносклад. А в мае 1959 года учебно-опытное хозяйство расширилось за счет еще одного участка, расположенного в 15 километрах от города.

В течение 1959 года строительные работы в вузе продолжались. В результате надстройки второго этажа полезная площадь главного корпуса увеличилась с 2033 кв. метров до 3386. Закладывается фундамент нового учебного корпуса.

С первых лет обучения проявилась проблема жилищного строительства. Рост фонда студенческих общежитий серьезно отставал от роста количества нуждающихся. В 1959 году в эксплуатации находилось лишь одно общежитие площадью 600 кв. метров, в результате лишь 100 студентов были обеспечены здесь местами.

В целом, говоря о формировании материально-технической базы института, можно отметить определенную цикличность, этапность.

В период 1957-1960 гг. были осуществлены капитальный ремонт и реконструкция полученных зданий и сооружений, надстройка второго и третьего этажа на здании ЖУ-4, строительство нового учебного корпуса по типовому проекту школьного здания (ныне корпус землеустроительного и архитектурного факультетов). Немногочисленный, но полный энтузиазма, как это бывает во всяком новом деле, коллектив был занят, главным образом, освоением выделенной мизерной базы, чтобы создать элементарно необходимые условия для обучения сравнительно небольшого контингента студентов младших курсов первых трех специальностей.

Вот как вспоминали то время первые выпускники, которые принимали активное участие в строительстве учебных корпусов агрономического факультета и факультета механизации сельского хозяйства: «Работали в две, а то и в три смены. Нередко ночами приходилось разгружать вагоны со стройматериалами, а днем учились и строили, учились и строили. Тимофей Григорьевич всегда был рядом. Его четкие приказы, доброе отношение, задорный юмор вызывали глубокое уважение преподавателей и студентов». В этом был весь Духов, благодаря незаурядному организаторскому таланту которого за короткий срок были построены первые учебные корпуса.

Следующий этап, связанный с образованием Целинного края, весьма противоречив и сложен. Это время последних лет хрущевского руководства страной, характеризующееся непродуманными лозунгами, призывами, сплошными реорганизациями. К ним относится идея строительства агрогородов, перемещения всех сельскохозяйственных вузов «на землю». Сейчас уже трудно предполагать, кто подсказал Н.С. Хрущеву эту идею, но одно можно сказать с уверенностью, что октябрьский (1964 г.) Пленум ЦК КПСС, на котором произошла смена руководства страной, объективно принес облегчение руководству вуза, так как, в связи с распространившимся известием о перемещении института за пределы города, руководством Акмолинского железнодорожного ведомства предпринимались настойчивые попытки вернуть себе здание ЖУ-4, несмотря на то, что в результате надстройки и пристройки за счет института площадь его увеличилась вчетверо.

Начало шестидесятых годов ознаменовалось рядом перемен. В связи с переименованием города Акмолинский сельскохозяйственный институт приказом от 15 мая 1961 года был переименован в Целиноградский сельскохозяйственный институт. В это же время, в мае 1961 года, в связи с болезнью был освобожден от обязанностей директора Духов Т.Г.

После выздоровления Тимофей Григорьевич был назначен ректором вновь образованного Целиноградского инженерно-строительного института (ЦИСИ). В течение трех с половиной лет он сумел невероятными усилиями создать материально-техническую базу института и скомплектовать коллектив, что позволило и этому вузу начать подготовку столь необходимых для развития города и области специалистов — инженеров-строителей.

Однако вскоре болезнь вновь обострилась, и Духов, оставив должность ректора ЦИСИ, вернулся в Целиноградский сельскохозяйственный институт, ставший для него родным. Вплоть до 1993 года он добросовестно трудился заведующим кафедрой ремонта машин, а затем — доцентом этой кафедры. С его приходом на кафедру сразу оживилась учебно-методическая и научно-исследовательская работа. На первое место он ставил вопрос оснащения лабораторий кафедры современными приборами, оборудованием и станочным парком. Не раз коллеги слышали его фразу: «Инженер должен не только теоретически знать предмет, он должен его познать руками». Под руководством Духова впервые на целине проводились научные исследования по проблемам использования металлорежущих станков в мастерских совхозов и по маршрутной технологии ремонта деталей. До конца жизни Тимофей Григорьевич оставался примером высокой самодисциплины, самоотверженности в труде, безупречной честности и внутренней культуры.

Назначенный в 1961г. ректором института, доктор экономических наук, профессор Моисей Аронович Гендельман бессменно руководил коллективом в течение 22 лет. Надо отдать должное этому человеку поистине легендарной судьбы, который значительный период своей жизни — более 45 лет посвятил Акмолинскому сельскохозяйственному институту. Он вместе с Духовым Т.Г. стоял у истоков становления вуза. В октябре 1957 года, работая в Одесском сельскохозяйственном институте, он был утвержден в ученой степени доктора экономических наук, а уже 7 марта 1958 года был назначен заместителем директора по научной и учебной работе Акмолинского СХИ. Заслуга Моисея Ароновича в организации института неоценима. В течение первых десяти лет, проявив огромную волю, упорство и энергию, он сумел создать мощную учебно-производственную и материально-техническую базу вуза; сформировал творческий научно-педагогический коллектив, который быстро, без раскачки начал готовить высококвалифицированных специалистов, отвечающих требованиям науки и передовой практики аграрного производства.

РЕКТОР М. А. ГЕНДЕЛЬМАН (май 1961 г.- ноябрь 1982 г.)

Во второй половине 60-х годов был составлен перспективный план развития института с учетом ожидаемого контингента студентов, открытия необходимых специальностей, факультетов и кафедр, учебных и научных подразделений. Этот план лег в основу архитектурно-планировочного задания, проектно-сметной документации на строительство главного учебного корпуса, студенческих общежитий и жилых домов, а также зданий учебно-опытного хозяйства и разных вспомогательных учебно-производственных и иных объектов (ветклиники, учебных мастерских, учебного парка и пр.). В этот период были построены корпуса землеустроительного, экономического факультетов и факультета механизации сельского хозяйства, жилые дома по ул. Мира, 77-а и 79, общежития №№ 4,5. К середине 70-х годов были построены главный учебный корпус в составе 3 блоков — центрального, спортивного и библиотечного — общей площадью 14 тыс. м2, студенческое общежитие № 7, жилые дома для профессорско-преподавательского состава института (по ул. Тимирязева, 8-а, по ул. Комсомольской, 33). В конце 70-х годов были построены студенческие общежития № 2А, 2Б и жилой дом (по проспекту Целинников, 64).

В учебно-опытном хозяйстве появились новый корпус для школы руководящих кадров (позднее учебный корпус зоотехнического факультета) и студенческое общежитие № 6. Руководство института сталкивалось с огромными трудностями, возникавшими на каждом шагу, начиная с финансирования, организации проектирования, включения титульных списков в планы подрядных проектных и строительно-монтажных организаций, снабжения дефицитными материалами и оборудованием — технологическим, учебным, научным. Порой руководству приходилось идти на определенные нарушения существующих правил. Так, здание 8-летней школы в учхозе было приспособлено под кафедру анатомии и гистологии, клуба в селе не было. Строительство административных и культурно-просветительных учреждений, школ на селе за счет сельскохозяйственных предприятий в те времена было запрещено. Пришлось пойти на уловку: титульные листы типовых проектов обоих зданий были заменены: на одном из них написали: «Актовый зал агрономического факультета», на втором — «Лабораторный корпус зооинженерного факультета». В результате были построены средняя школа, в которой одно крыло на первом этаже отдано под кафедру биологической и органической химии, и Дом культуры учхоза, в котором было выделено место для филиала институтской библиотеки. Для строительства животноводческого комплекса и ферм на втором и третьем отделениях учхоза, других необходимых объектов (машинный двор с ремонтными мастерскими, котельная, артезианские скважины и пр.), пришлось снова привлечь студентов. В результате учебно-опытное хозяйство стало своеобразной лабораторией, без которой вести речь о подготовке высококвалифицированных специалистов для сельскохозяйственного производства было нельзя.

Трудно в кратком историческом обзоре раскрыть всю масштабную работу, которая была организована и проведена в этот период, но одно можно сказать с уверенностью: руководство и коллектив института смогли в сложных условиях не только обеспечить учебный процесс всем необходимым, но и создать мощную материально-техническую базу, которая давала возможность готовить специалистов высокого уровня.

В возрасте 70 лет Моисей Аронович в 1982 году оставил пост ректора и стал работать профессором кафедры землеустройства, научным руководителем отраслевой научно-исследовательской лаборатории. Все силы, знания и опыт он сосредоточил на совершенствовании учебно-методической и научно-исследовательской деятельности на землеустроительном факультете, где проработал еще 20 лет. Он внес огромный вклад в подготовку инженеров-землеустроителей, многие из которых и ныне трудятся в районных, областных и республиканских комитетах по земельным отношениям и землеустройству, в других сферах, принимают активное участие в реализации республиканской земельной реформы. Он был ведущим ученым в землеустроительной сфере, известным далеко за пределами Казахстана, его научные разработки используются учеными и практиками во многих республиках СНГ и поныне.

Им опубликовано более 250 научных работ, среди них два учебника «Землеустроительное проектирование» с грифом Главка, изданных в 1986 и 1999 годах. Он создал научную школу, которая являлась одной из самых авторитетных не только в Республике Казахстан, но и за ее пределами. Под его руководством было защищено 8 докторских и 44 кандидатских диссертаций. Он как крупный ученый участвовал в разработке государственных документов по научно-методическому обеспечению земельной реформы, принимал самое непосредственное участие в обсуждении и разработке закона Республики Казахстан «О земле» и Земельного кодекса».

Моисей Аронович как большой ученый обладал уникальной, отличающей его от других людей, способностью — через призму научного познания понимать и оценивать происходящие в жизни общества и государства события и поэтому всегда стремился показать студентам и преподавателям правду жизни, объективную необходимость проводимых в стране реформ. Обладая богатым жизненным опытом и обширными знаниями, он делал все, чтобы передать этот опыт и знания молодежи на благо будущего Казахстана.

Новый этап развития института относится к периоду, охватывающему начало 80-х — конец 90-х годов. На первый взгляд, этот период трудно назвать временем развития, так как в исторической науке 80-е годы однозначно получили определение, как «годы назревания кризисных явлений и противоречий», затронувших все стороны жизни общества. А перестроечные реформы, как известно, постепенно привели СССР к политическому краху. Однако анализ деятельности руководства вуза в этот сложнейший период показывает, что институту удалось не просто выстоять, но и существенно умножить материально-техническую базу.

РЕКТОР К. А. САГАДИЕВ (декабрь 1982 г.- ноябрь 1990 г.)

В конце 1982 года вуз возглавил доктор экономических наук, профессор Кенжегали Абенович Сагадиев. Он пришел в институт, имея за плечами большой опыт вузовской работы: выпускник известной Плехановки в Москве, заведующий кафедрой и проректор по учебной работе Алма-Атинского института народного хозяйства. Умелый организатор и управленец, сочетающий в себе необыкновенную интеллигентность и твердость характера, высокую компетентность, эрудицию, талант предвидения и неустанный поиск нового, он сразу привнес в коллектив новый импульс и новое видение учебно-научно-воспитательного процесса. За период работы в должности ректора К.А.Сагадиев сумел найти подход к каждому члену ректората, сплотил коллектив едиными целями развития вуза. За это время почти в два раза увеличились учебные и производственные площади института. Были построены учебно-лабораторный корпус ветеринарной клиники, семиэтажный учебно-биологический корпус, корпус военной кафедры, два общежития: одно для семейных студентов и молодых преподавателей (№ 1А), второе — для слушателей факультета повышения квалификации (№ 1Б) и другие. Бесспорно, без пристального внимания и каждодневного контроля хода строительства такие объекты в то время превратились бы в «долгострой». Только благодаря неутомимой энергии К.А. Сагадиева, его упорству учебные корпуса и общежития — крайне необходимые для жизнедеятельности вуза, были сданы в эксплуатацию своевременно.

В своей многогранной деятельности Кенжегали Абенович исходил из того, что полноценные знания студентам могут дать только те ученые, которые находятся на переднем крае научно-технического прогресса, поэтому наряду с совершенствованием научных исследований по различным направлениям сельскохозяйственного производства, он искал новые пути, которые обеспечивают прорыв не только в науке, но и в практике учебного процесса. Эти поиски увенчались успехом: на базе института было открыто самое уникальное научное подразделение — биотехнологический центр, в те годы второй после центра Тимирязевской сельскохозяйственной академии в Москве. Для его деятельности городские власти передали институту четырехэтажное здание (по ул. Ч. Валиханова). Молодые специалисты, прошедшие стажировку в лучших лабораториях России и стран дальнего зарубежья, и современная материально-техническая база биоцентра позволили в кратчайшие сроки начать научную работу в области клеточной и генной инженерии. В знак благодарности своему ректору исследователи биоцентра первый выведенный ими сорт мягкой пшеницы назвали «Кенжегали». По сравнению с находящимися в производстве северных областей Казахстана сортами, он давал прибавку урожая от 3 до 5 центнеров с гектара.

На базе биоцентра регулярно проводились учебные занятия со студентами, здесь они выполняли лабораторно-практические работы на современном оборудовании и реальной базе по биотехнологии, микробиологии, вирусологии, что существенно повысило качество подготовки специалистов на агрономическом и ветеринарном факультетах.

По инициативе и при непосредственном участии Кенжегали Абеновича в институте в течение нескольких лет была налажена комплексная система управления качеством подготовки специалистов, которая включала в себя целый комплекс мер, направленных на решение практически всех задач деятельности вуза.

В целях повышения квалификации профессорско-преподавательского состава была налажена система ФПК в базовых вузах, проводились стажировки преподавателей в НИИ и на производстве.

Важным направлением организации учебно-методической работы стала разработка и внедрение новых технологий обучения и наиболее современной из них — модульной технологии, способствующей значительной активизации работы студентов.

Большое внимание ректор Сагадиев К.А. уделял совершенствованию практической подготовки студентов, как основы их будущей профессии. В противовес типовым учебным планам и устоявшимся канонам «не сокращать теоретическое обучение», по решению ученого совета были пересмотрены графики учебного процесса, при этом было обращено внимание на повышение практической подготовки путем участия студентов во всем цикле сельскохозяйственных работ в период прохождения ими учебных и производственных практик. На ряде факультетов была увеличена продолжительность практики после 3 курса до 3-4 месяцев, а после 4 курса до 6-8 месяцев. Была введена и такая форма прохождения производственной практики, как направление студентов-очников на рабочие места студентов-заочников, вызванных на экзаменационные сессии в институт.

С целью усиления практической подготовки студентов и проведения занятий в условиях производства было открыто 16 филиалов кафедр в хозяйствах области и на предприятиях города, где студенты совершенствовали практическую подготовку.

В конце 80-х годов началась новая волна демократизации и подъема национального самосознания, языка и культуры казахского и других народов, проживающих в Казахстане. И здесь Кенжегали Абенович проявил свои самые лучшие качества интернационалиста, истинного патриота своего народа, родной страны. В это время были сделаны первые шаги по реализации Закона Казахской ССР — введению в учебный процесс обучения на казахском языке и расширению изучения русского и других языков. Для этой цели были организованы курсы по изучению казахского языка для профессоров и преподавателей, которым было поручено ведение занятий на казахском языке. Кроме того, впервые были организованы курсы по изучению казахского языка русскоязычными преподавателями, открыты также курсы русского, немецкого и английского языков. С 1988-1989 учебного года в институте была начата подготовка специалистов на казахском языке.

Кенжегали Абенович был ректором новой формации, реформатором по натуре и устремлениям, оставившим хороший опыт руководства вузом.

РЕКТОР Я.Я. МАУЛЬ (февраль 1991 г. — октябрь 1993 г.)

После перевода профессора Сагадиева К.А. на работу в Академию наук Казахской ССР в г.Алматы, коллектив вуза на конкурсной основе тайным голосованием избрал на пост ректора доктора экономических наук, профессора Якова Яковлевича Мауля. Пройдя разные ступени руководства учебно-научными подразделениями (заместитель декана и декан землеустроительного факультета, проректор по научной работе), преодолевая огромные трудности, связанные с развалом СССР, профессор Мауль Я.Я. за неполные три года сумел многое сделать для решения, прежде всего, жилищной проблемы коллектива. За эти годы было закончено строительство учебного биокорпуса, построены два жилых дома для преподавателей: 40-квартирный дом по проспекту Студенческому (ныне Аблай-хана) и 75-квартирный в микрорайоне Молодежный. В связи с закрытием подготовительного отделения его корпус был реконструирован также под жилой дом для преподавателей. На условиях долевого участия в 1993 году был построен еще один жилой дом на 30 квартир. В эти же годы было начато строительство и корпуса факультета повышения квалификации (ФПК), остановленное позже из-за прекращения финансирования. Но главная заслуга Я.Я.Мауля заключается в том, что в сложные годы перестройки и становления суверенности республики, за счет значительного увеличения приема студентов на платной договорной основе и внедрения результатов научно-исследовательской работы в производство с помощью нового движения СУНПО (студенческие учебно-научно-производственные отряды), он сумел удержать финансовое обеспечение вуза на необходимом уровне. В памяти коллектива сохранилось немало и других добрых дел Я.Я. Мауля.

РЕКТОР Б.О. АЛИМЖАНОВ (октябрь 1993 г. — октябрь 2004 г.)

Не менее сложным оказалось десятилетие руководства вузом доктора сельскохозяйственных наук, профессора Бекена Океновича Алимжанова.

Начало его ректорства совпало с трудностями, связанными с реформированием экономики Казахстана и значительным снижением финансирования сферы образования. В результате из-за низкой заработной платы резко упала престижность труда преподавателя вуза, востребованность молодых специалистов, ушли в небытие многие реалии, такие, как финансирование строительства учебных корпусов, студенческих общежитий и жилых домов для преподавателей, резко сократилось финансирование и на содержание имеющейся материально-технической базы, централизованное обеспечение вуза учебно-методической литературой, выделение средств на совершенствование учебно-научно-лабораторной базы и многое другое.

Однако коренная реформа высшего образования заставила руководство пойти на кардинальные меры в развитии вуза. Прием студентов постепенно увеличился и к 2000 году достиг двух тысяч человек в год. При этом значительную часть абитуриентов составляли поступающие на платной договорной основе. Этот вынужденный шаг позволил вузу преодолеть период безденежья и направить появившиеся денежные средства на решение назревших социально-бытовых вопросов. Количество специальностей за эти годы увеличилось с 9 до 39. В целях обеспечения эффективного учебного процесса в вузе была начата работа по компьютеризации.

В этот период были капитально отремонтированы студенческие общежития №№ 2Б, 5, 6 и 7, вуз стал, как и прежде, занимать призовые места в общегородских конкурсах на звание лучших общежитий. Были также отремонтированы здания агрономического, землеустроительного и технического факультетов, совершенно преобразившие облик учебных корпусов первых факультетов, построенных в вузе.

К сожалению, университет в нелегкие для образования и науки годы потерял ряд учебных корпусов и общежитий. Перешли на баланс других учреждений здания зооинженерного факультета, кафедры кормления сельскохозяйственных животных, биотехнологического центра, девятиэтажное общежитие по улице Сары Арка, ушло под снос общежитие по улице Сакко и Ванцетти. Кроме того, университет лишился своего учебно-опытного хозяйства.

Во второй половине 90-х годов наметились подвижки в развитии международных связей со странами дальнего зарубежья. Невозможно переоценить значение системы стажировок и краткосрочных курсов руководителей подразделений и преподавателей университета в зарубежные страны, организацию практики студентов в фермерских хозяйствах Германии и т.д.

Проработав одиннадцать лет в должности ректора, Бекен Окенович был избран депутатом Мажилиса Парламента Республики Казахстан.

В ноябре 2004 года на конкурсной основе приказом министра образования и науки Республики Казахстан ректором Казахского государственного агротехнического университета им. С.Сейфуллина был назначен доктор ветеринарных наук, профессор, член-корреспондент Академии наук высшей школы Казахстана Айтбай Кабыкешович Булашев. Он прошел в нашем вузе путь от студента до ректора университета.

А.К.Булашев — известный ученый в области иммунобиотехнологии, им опубликовано более 120 научных и научно-методических работ, подготовлено 8 кандидатов наук. В настоящее время один докторант и три аспиранта под его руководством завершают диссертационные исследования в области биотехнологии. В 2002 году за серию работ по совершенствованию диагностики туберкулеза на основе методов клеточной инженерии ему и группе его учеников была присуждена Государственная премия им. А.И.Бараева.

Новые вызовы времени требуют от руководителя высшего учебного заведения не только организаторского таланта, что было важно в период становления института, но также своего рода новаторства. Поэтому, став ректором, профессор А.К.Булашев с огромной энергией взялся за совершенствование учебно-научно-воспитательного процесса, за перевод его на рельсы современных подходов к образованию. В университете начала действовать локальная компьютерная сеть, организован отдел контента дисциплин, созданы специальные академические службы, необходимые для внедрения в учебный процесс кредитной системы обучения, а также служба качества.

В структуре университета появились научные подразделения, такие как научно-инновационный центр по проблемам современной биотехнологии, научно-практическая лаборатория по современным психологическим проблемам личности, научно-методический центр экономических проблем аграрного развития и др. Введен в эксплуатацию учебно-оздоровительный комплекс «Сары-Арка» в г. Щучинске, начато строительство физкультурно-спортивного комплекса и учебного корпуса технического факультета.

За короткий срок ректор сумел сплотить коллектив, организовать его на качественное выполнение каждым своих обязанностей, в результате в октябре 2005 года университет успешно прошел государственную аттестацию, при этом все специальности бакалавриата, магистратуры и аспирантуры были аттестованы. В настоящее время в университете развернулась работа по широкому переводу учебного процесса на информационные технологии, достаточно сказать, что преподавателями уже разработано более 300 различных учебно-методических материалов на электронных носителях. Началось внедрение дистанционной технологии обучения, которая представляет студентам гораздо более широкие возможности в получении знаний с сохранением качества очного образования. Университет в числе первых вузов республики внедрил систему менеджмента качества, которая официально признана Представительством ассоциации по сертификации «Русский регистр» соответствующей международному стрндарту МС ИСО 9001:2000.

Ректора А.К.Булашева отличает аналитический склад ума, умение прогнозировать ситуацию и выбирать стратегически важные направления деятельности. Это позволило ему организовать работу по разработке программы развития университета на 2006-2010 годы, включив в нее свое новое видение совершенствования учебно-научно-воспитательного процесса, материально-технического обеспечения и вопросов социальной защиты коллектива университета.

РЕКТОР А.К.БУЛАШЕВ (с ноября 2004 г.)

Таким образом, мы видим, что за 50 лет в истории вуза были и благоприятные периоды, и времена весьма тяжелые, даже критические. Наиболее интенсивно вуз, особенно его материально-техническая база, развивался в течение первых 35 лет.

Следующее десятилетие — вследствие радикальных перемен на всем постксоветском пространстве — было весьма трудным и противоречивым для жизни и деятельности коллектива вуза. Но, несмотря на трудности этого периода, сохранился коллектив, его научный потенциал, преемственность поколений, университетский патриотизм и другие добрые традиции. Это позволило нашему университету в середине 90-х годов в период оптимизации вузов не потерять свою автономность, в то время как семь из девяти сельскохозяйственных вузов республики были объединены с другими региональными институтами. Акмолинский СХИ не только сохранил свою самостоятельность, но и на основе Постановления Правительства № 573 от 7 мая 1996 года он получил название Акмолинский аграрный университет, и ему было присвоено имя выдающего политического и государственного деятеля Сакена Сейфуллина. А последовавший затем подъем экономики страны не мог не отразиться на деятельности университета. С 2000 года финансово-экономическое состояние вуза начало улучшаться.

В июне 2001 года в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан университет был реорганизован в закрытое акционерное общество «Казахский аграрный университет им. С.Сейфуллина». В процессе приватизации 25% акций были распределены и выкуплены членами коллектива, 30% акций определены Комитету по госимуществу и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан, а оставшиеся 45% со временем были обещаны на продажу только коллективу университета. Однако через два года был изменен тип общества, вуз стал называться открытым акционерным обществом, и 45% акций университета были выставлены на свободную продажу. В это судьбоносное время коллектив университета обратился к Премьер-Министру Республики Казахстан с просьбой дать возможность коллективу выкупить пакет акций в рассрочку или приостановить дальнейшую приватизацию и возвратить ему статус государственного вуза. В августе 2004 года Постановлением Правительства Республики Казахстан за № 829 ОАО «Казахский аграрный университет им.С.Сейфуллина» как юридическое лицо было ликвидировано и организовано новое РГП на праве хозяйственного ведения «Казахский государственный агротехнический университет им.С.Сейфуллина».

За прошедшие 50 лет вуз изменился неузнаваемо, он прочно встал на ноги, сохранил свою самостоятельность, получил статус государственного и в настоящее время его коллектив работает над тем, чтобы стать элитным сельскохозяйственным вузом республики.