Аналитическая информация о состоянии развития
агропромышленного комплекса и сельских территорий

В 2006 г. объём валовой продукции сельского хозяйства по оперативным данным составил 837,8 млрд.тенге, индекс физического объема при этом составил 107%.
Увеличение производства валовой продукции сельского хозяйства сопровождается увеличением его производства на 1 га пашни, с 26 тыс.тенге в 2002 г. до 37,7 тыс.тенге в 2006 г.
В 2006 году производство продукции сельского хозяйства на 1 работника, занятого в сельском хозяйстве, составило 364 тыс.тенге, что превышает уровень 2005 г. — на 9,7%, 2002 г. — в 1,6 раза.
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике в III квартале 2006 года, доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума в республике составила 17,7 %, что на 13,3 % меньше, чем за аналогичный период 2005 года (31 %). В аналогичном периоде 2002 года данный показатель составил 23,7 %.
Доля населения, имеющего доходы ниже стоимости продовольственной корзины по республике в III квартале 2006 года составила 2,3 %, что на 3,1 % меньше, чем за аналогичный период 2005 года (5,4 %). В 2002 аналогичном периоде 2002 года данный показатель составил 8,7%.

Растениеводство
В последние годы наблюдается тенденция стабилизации структуры посевных площадей и роста производства продукции.
В 2006 году посевные площади всех сельскохозяйственных культур составили 18,4 млн. га, против 17,7 млн. га в 2002 году, из которых площадь зерновых культур — 14,8 млн. га, что выше уровня 2002 года на 0,8 млн.га. Основная культура в структуре пашни — пшеница, доля которой в структуре зерновых культур в 2006 году составила 57,1%, против 58,8% в 2002 году. Благодаря государственной политике диверсификации растениеводства в 2006 году по сравнению с 2002 годом возросла площадь масличных культур на 348,4 тыс. га и достигла 758,0 тыс. га, риса — на 20,1 тыс. га и составила 88,1 тыс. га, хлопчатника — на 29,5 тыс. га и составила 200,2 тыс. га, однако сократилась посевная площадь овощей на 0,8 тыс. га и составила 107,9 тыс. га, сахарной свеклы на 5,2 тыс. га и составила 14,6 тыс.га.
Увеличение урожайности способствовало росту валового сбора зерновых культур в весе после доработки до 16,5 млн. тонн или на 19,5% выше уровня 2005 года, и выше уровня 2002 года на 3,2%.
Следует отметить положительную тенденцию продвижения масличных культур с восточного региона на север и запад республики.
Несколько уменьшились площади под сахарной свеклой, её посевы в сравнении с 2005 годом (17,5 тыс. га) составили лишь 14,6 тыс. га, в том числе в Алматинской области — 14,2 тыс. га и Жамбылской — 0,4 тыс. га.
За последние годы в целом по республике наблюдается положительная динамика увеличения доли паров в структуре пашни. Так, если в 2002 году в структуре пашни доля паров составляла 15,2%, то в 2006 году — 19,2%. Увеличились площади применения влагоресурсосберегающих технологий — с 1,1 млн. га (в т.ч. 76 тыс. га — с применением химического пара) в 2003 году до 1,8 млн. га (в т.ч. 0,3 млн.га на — химпар) в 2005 году. В 2006 году намечено обработать с применением химических паров 0,8 млн. га, фактически обработано 0,5 млн. га.
В последние годы недостаточно ведутся работы по восстановлению и расширению многолетних плодово-ягодных насаждений и виноградников. Сохраняется тенденция сокращения площадей плодово-ягодных культур и незначительного роста площадей виноградных насаждений.
Плодово-ягодные культуры и виноград в основном возделываются в южных областях республики. Основными производителями плодоовощной продукции являются крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, которые производят 96,1% картофеля, овощей — 94,7%, бахчевых — 94,6%, и до 99% плодов и ягод.
Хозяйства, занимающиеся семеноводством овощных и выращиванием посадочного материала плодово-ягодных культур и винограда сохранились, в основном, в Жамбылской, Алматинской, Южно-Казахстанской областях. В настоящее время существует пять аттестованных производителей оригинальных саженцев плодово-ягодных культур и винограда (3 в Алматинской и 2 в Жамбылской областях).
В целях восстановления площадей плодовых культур и винограда с 2006 года реализуется новая бюджетная программа по частичному возмещению затрат (40%) сельхозтоваропроизводителей на закладку и выращивание многолетних насаждений плодовых культур на площади 450-550 га и винограда на площади 650-750 га. На эти цели с 2007 года из республиканского бюджета будет выделено 800,0 млн. тенге, из них на закладку плодовых культур — 201,0 млн. тенге, винограда — 599,0 млн. тенге.
Семеноводство
Ежегодно увеличивается государственная поддержка семеноводства по всем направлениям: субсидирование производства оригинальных и элитных семян, определение сортовых и посевных качеств, сортоиспытание.
В результате целенаправленной аграрной политики в республике произошли положительные изменения в развитии сортоиспытания и семеноводства:
ежегодно на хозяйственную полезность испытываются 800-1100 сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, по которым закладывается порядка 6000-6500 сортоопытов;
сформировано три уровня промышленного семеноводства — оригинаторы (32), элитно-семеноводческие хозяйства (80) и семеноводческие хозяйства-репродукторы (303);
проверяется весь объем засыпаемых семян: доля кондиционных семян в 2006 году составила почти 100%, доля высеваемых семян 1-2 классов — 72%, семян высоких репродукций — 87%.
Для оказания помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в случаях стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, устойчивого обеспечения потребностей республики в семенном материале для целей сортосмены и сортообновления созданы государственные ресурсы семян, формируемые ежегодно в объеме порядка 100 тысяч тонн.
Объемы производства и реализации элитных семян для целей сортосмены и сортообновления стабилизировались в целом по республике на уровне 54-58 тыс. тонн в год, что соответствует потребности.
В 2006 году в рамках мер государственной поддержки развития семеноводства из республиканского бюджета выделено 1260,0 млн. тенге. Всего по республике поддержано производство более 6 тыс. тонн оригинальных семян и 60 тыс. штук саженцев плодовых культур, удешевлено на 40% приобретение отечественными сельхозтоваропроизводителями более 53 тыс. тонн элитных семян, возмещены затраты на закладку многолетних насаждений плодово-ягодных культур и винограда на площади 2,5 га и обслуживание незавершенного производства заложенного маточника карликовых подвоев плодовых культур на площади 5 га, а также погашена элитно-семеноводческими хозяйствами, аттестованными после 1 января 2000 года, налоговой задолженности в местный и республиканский бюджеты на сумму 59,6 млн. тенге.

Плодородие почв
Для обеспечения посевных площадей сельскохозяйственных культур Республики Казахстан ежегодно требуется не менее 1,6 млн. тонн минеральных удобрений в физическом весе (порядка 600 тыс. тонн в пересчете на действующее вещество, в том числе азотных 241 тыс. тонн д.в., фосфорных 327 тыс. тонн д.в., калийных 32 тыс. тонн д.в.).
За 2001-2006 годы выделено 3,2 млрд. тенге бюджетных средств и приобретены сельхозтоваропроизводителями 314,4 тыс. тонн удешевленных минеральных удобрений.
В целях сохранения и воспроизводства плодородия почв, рационального использования минеральных удобрений, и создания на этой основе условий устойчивого производства сельскохозяйственной продукции, ведется мониторинг плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения, на который за 2001-2006 годы выделено 680,0 млн. тенге, обследовано 11 млн. га.
Проведение данных мероприятий позволило сохранить плодородие почв, рационально использовать минеральные удобрения.

Защита и карантин растений
В последние годы для борьбы с особо опасными вредными организмами из республиканского бюджета ежегодно выделяется 2,5-3,0 млрд.тенге. Это позволило ликвидировать вспышку массового распространения саранчовых и снизить площади их распространения с 8,1 млн.га в 2000 году до 1,1 млн.га — в 2006 году. С уменьшением площадей, заселенных саранчовыми появилась возможность уделять внимание борьбе с другими особо опасными вредными организмами. Таким образом, в последние годы мероприятия против особо опасных вредных организмов проводятся на площади около 3-3,5 млн.га. Результатом проведенной работы является сохранение в среднем 1,5 центнера урожая с каждого гектара.
Для проведения мониторинга по другим вредным организмам, не включенным в перечень особо опасных, в системе защиты растений создано государственное учреждение «Республиканский методический центр фитосанитарной диагностики и прогнозов» со штатной численностью 482 ед. и с филиалами в 13 областях и 60 районах республики.
В 2006 году на борьбу с особо опасными вредными организмами выделено 2592 млн.тенге, что позволило провести химобработки на площади 3000 тыс.га. Также в 2006 году на содержание госучреждения «Республиканский методический центр фитосанитарной диагностики и прогнозов» выделено 554 млн.тенге, за счет которых штатная численность увеличена до 848 ед. и дополнительно открыты 61 филиал.
В целях поддержки сельхозтоваропроизводителей в проведении борьбы с сорняками и головневыми заболеваниями начиная с 2003 года производится удешевление гербицидов и протравителей семян. В 2003 году на эти цели выделено 400 млн.тенге и удешевлены гербициды на площадь 354,3 тыс.га, протравители семян — на объем 66 тыс.тонн. В 2004 году выделено 500 млн.тенге, что позволило удешевить гербициды на площадь 442 тыс.га, протравителей семян — на объем 70,8 тыс.тонн. В 2005 году выделено 600 млн.тенге, что позволило удешевить гербициды на площадь 504,7 тыс.га, протравителей семян — на объем 129,6 тыс.тонн. В 2006 году субсидии на удешевление протравителей семян и гербицидов выделены в сумме 815 млн.тенге, что также позволило удешевить гербициды на площади — 784 тыс.га, протравителей семян на объем 157,8 тыс.тонн.
Данная мера способствовала увеличению объемов проведения химической прополки против овсюга и протравливания семян зерновых, по сравнению с 2002 годом. Так, если в 2002 году химпрополка против овсюга была проведена на площади 312,3 тыс.га, то в 2003-2005 годах борьба с овсюгом проведена на площади, соответственно, 1056, 1414 и 1574 тыс.га. Аналогично, в 2002 году было протравлено 1074 тыс.тонн, в 2003 — 1126 тыс.тонн, в 2004 году — 1262 тыс.тонн, в 2005 году — 1347 тыс.тонн семян, в 2006 году — 1339,4 тыс.тонн.
С каждым годом увеличиваются объемы средств, выделяемых на выявление, локализацию и ликвидацию карантинных объектов. Если в 2001 году на мероприятия по карантину растений выделялось 53,7 млн.тенге, то в 2002 году — 160 млн.тенге, в 2003 году — 508,7 млн.тенге, в 2004 году — 614,6 млн.тенге, в 2005 году — 740,3 млн.тенге., в 2006 году — 740,1 млн.тенге. Соответственно увеличиваются объемы обработок против карантинных объектов. В 2001 году обработано 9,5 тыс.га, в 2002 — 24,4 тыс.га, в 2003 году — 101,9 тыс.га, в 2004 году — 135,8 тыс.га, в 2005 году — 182,0 тыс.га, в 2006 году — 182,8 тыс.га.
В результате проводимых работ удалось снизить площади заражения, а в отдельных случаях ликвидировать очаги карантинных объектов. Так, снижаются площади, зараженные пасленом колючим, единственные очаги которого отмечены в Жамбылской области, снят карантин по капровому жуку — опасному складскому карантинному вредителю.

Животноводство
В последние годы в отрасли наблюдается стабильный рост численности скота и птицы и производства продукции животноводства.
В 2006 году по сравнению с 2002 годом во всех категориях хозяйств достигнут рост поголовья крупного рогатого скота на 24,3 % (5666,5 тыс. голов), овец и коз — на 34,9% (15216,7 тыс. голов), свиней — на 5,9% (1301,9 тыс. голов), лошадей — на 19,7% (1219,9 тыс. голов), верблюдов — на 26,3% (135,8 тыс. голов) и птицы — на 19,7% (28517,2 тыс. голов).
В 2006 году по сравнению с 2002 годом увеличится объём производства мяса (в живом весе) на 21,4%, молока — на 19%, яиц — на 18,1%.
На поддержку развития племенного животноводства из республиканского бюджета в 2006 году выделено 1891,1 млн. тенге или в 2,5 раза больше, чем в 2002 году.
Продуктивность скота и птицы: средний удой молока на 1 корову увеличился — на 6,4% и составил 2174 кг, средний выход яиц на 1 кур-несушку — на 3,7% и 195 шт.
По состоянию на 1 января 2007 года база племенного животноводства представлена 461 хозяйствующими субъектами. Из которых 64 имеют статус племенного завода и 397 — статус племенных хозяйств. Производством и реализацией семени производителей сельскохозяйственных животных занимаются 25 субъектов в области племенного животноводства, в том числе 2 племенных и 23 дистрибьютерных центров.
В хозяйствах племенной сети республики разводится 8 пород молочного скота: черно-пестрой, алатауской, симментальской, красной степной, аулиеатинской, бурой латвийской, айрширской и голштинской; 4 породы мясного скота: казахская белоголовая, аулиекольская, герефордская и санта-гертруда; 17 пород овец тонкорунного, полутонкорунного, полугрубошерстного, грубошерстного и каракульского направлений; 3 породы свиней; 13 пород и типов лошадей верхового, верхово-упряжного, рысистого, тяжеловозного и продуктивного направлений; 2 вида верблюдов: бактриан и дромедар; куры яичного и мясного направлений, а также индейки и страусы.
Верблюдоводством в республике занимаются хозяйства юго-восточного и западного регионов. Птицеводством в республике занимаются хозяйства 7 областей.
В Восточно-Казахстанской области получило распространение племенное пантовое оленеводство, которое специализируется на выращивании маралов и пятнистых оленей.

Ветеринария
В области ветеринарии проведена целенаправленная работа по обеспечению эпизоотического благополучия в республике и безопасности продуктов животноводства, в результате в последние годы ситуация по особо опасным болезням животных и птиц стабилизировалась.
Если в 2005 году по республике насчитывалось 102 случая по бешенству, 20 — по пастереллезу, 7 — по высокопатогенному гриппу птиц, 4 — по эмфизематозному карбункулу, 3 — по злокачественной горячке, по 2 случая листериоза, сальмонеллеза и колибактериоза и по 1 случаю эпизоотического лимфангоита, рожи свиней и газовой гангрены, то в 2006 году в различных регионах республики зарегистрировано 21 случай бешенства животных, 7 случаев пастереллеза, 2 случая эмфизематозного карбункула и по одному случаю брадзота овец, колибактериоза и сальмонеллеза, гемофилеза птиц.
В 2002 году для проведения ветеринарных мероприятий было выделено 1 704,0 млн. тенге, в 2003 году — 2 890,3 млн. тенге, в 2004 году — 3 541,7 млн. тенге, в 2005 году — 4 716,6 млн. тенге, в 2006 году — 6 203,6 млн. тенге, а на 2007 год запланировано — 6 197,1 млн. тенге.
В связи с улучшением финансирования, увеличились объемы проводимых ветеринарно-профилактических мероприятий. Значительно увеличился охват вакцинацией животных против сибирской язвы с 83% в 2002 году до 100% в 2003-2006 годах, а против ящура в 2006 году подвергнуто вакцинации 100% животных в угрожаемом юго-восточном регионе республики, тогда как в 2002 году было вакцинировано 69,4%, в 2003 году 74,5%, в 2005 году 80% животных.
Поголовье животных вакцинированных против особо опасных инфекционных заболеваний животных в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличилось на 30 %. В 2003 году было закуплено ветеринарных препаратов на сумму 583,8 млн. тенге, в 2004 году — 924,9 млн. тенге, в 2005 году — 1 436,7 млн. тенге, в 2006 году — 1 407,7 млн. тенге, т.е. объемы увеличились по сравнению с 2003 годом в 2,5 раза.
В 2006 году проведено 20 357,4 тысяч диагностических исследований, что по сравнению с 2005 годом в 1,2 раза больше, на 2007 год запланировано проведение 23 951,9 тысяч исследований.
За счет средств республиканского бюджета в 2006 году проведены оздоровительные мероприятия в 65 неблагополучных пунктах по бруцеллезу и туберкулезу сельскохозяйственных животных.
Принимая во внимание тот факт, что Казахстан находится накануне вступления во Всемирную Торговую Организацию, а также опыт развитых стран по проведению ветеринарных мероприятий, со следующего года будет применяться тактика постепенного отказа от применения вакцин против инфекционных заболеваний животных, повысив при этом эффективность диагностических исследований и использование современных методов оздоровления при возникновении особо опасных болезней.

Развитие пищевой промышленности
Производство продуктов питания является одним из интенсивно развивающихся секторов обрабатывающей промышленности Казахстана. Объем производства пищевой промышленности в 2006 году по предварительным данным достиг 521,3 млрд. тенге, что в реальном выражении на 5,2 % выше уровня предыдущего года.
За последние 4 года производство пищевых продуктов увеличилось в 1,9 раза, среднегодовой прирост составляет около 11%. Увеличилась доля переработанного сельскохозяйственного сырья: молока — с 10.8% до 26.6%, зерновых — с 18,8% до 28%, масличных — с 50,4% до 99%, мяса — с 13,6% до 17%.
Объемы производства колбасных изделий за 4 года возросли на 67,7%, мясных консервов в 3,6 раза, консервы плодоовощные в 2,0 раза, консервы томатные в 6,6 раза, соков фруктовых и овощных — в 2,8 раза, масла растительного — в 2,1 раза, молока обработанного жидкого и сливок — в 1,9 раза, сухого молока — в 2,0 раза, сыра и творога — в 1,9 раза, кисломолочной продукции — на 47,5%, муки на 28,3%, макаронных изделий — в 1,6 раза, сахара на 25,7%, шоколада — в 1,8 раза.
Производство основных продуктов питания обеспечивает потребности населения страны.
На внутреннем рынке снизилась доля импорта по маслу растительному с 40,3 до 25,2%, мясным консервам с 66 до 42%, молоку сухому с 68 до 53,5%, консервам томатным с 83 до 53,9%, маслу сливочному с 36,2 до 32,1%.
С увеличением производства растет экспорт отечественной продукции на внешние продовольственные рынки. Общий объем экспорта достиг 616,8 млн. долл, что больше уровня 2002 года в 3 раза. Экспорт муки вырос почти в 3,5 раза, мясных консервов в 2,1 раза, масла сливочного в 16,6 раз, сгущенного молока в 2,4 раза, консервов томатных в 2,3 раза.
Развитие отраслей переработки обусловлено ежегодным 10 процентным (в среднем за год) ростом инвестиций, в результате чего за 4 года общий объем инвестиций в основной капитал составил около 1 млрд долл. США. На предприятиях пищевой промышленности внедряются новые технологические комплексы, устанавливается высокотехнологичное оборудование ведущих мировых производителей, таких как «Хенкель» (Финляндия), «Шаллер» (Германия), «Бюллер» (Швейцария), «Паван» (Италия), а также современное оборудование Турции , Нидерландов, Израиля, России и др.
Ведется работа по улучшению качества выпускаемой продукции и переходу предприятий пищевой промышленности на стандарты ИСО и ХАССП. В настоящее время 78 предприятий внедрили и сертифицировали такие системы, на стадии внедрения находится еще 127. Только за 2006 год количество предприятий, внедривших стандарты ИСО и ХАССП, выросло почти в 2 раза. Разработаны 77 государственных стандарта на продукцию сельхозпереработки, гармонизированных с международными требованиями. Все это свидетельствует о серьезной работе по подготовке отрасли к вступлению в ВТО.
В целях государственной поддержки предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и пищевой промышленности реализуются бюджетные программы: по субсидированию ставки банковского вознаграждения по кредитам, выдаваемым банками второго уровня перерабатывающим предприятием на пополнение их оборотных средств, организации лизинга оборудования, по субсидированию затрат предприятий на разработку, внедрение и сертификацию систем менеджмента качества и безопасности продукции.
В 2003 — 2006 годах в рамках бюджетной программы субсидирования (до 80%) ставки вознаграждения по кредитам банков второго уровня перерабатывающим предприятиям, всего выделено 2,9 млрд. тенге, что позволило привлечь в отрасль 41,9 млрд. тенге удешевленных с 15 до 5,3% кредитов, то есть каждый 1 тенге бюджетных субсидий позволил удешевить 14,4 тенге кредитов.
По программе кредитования лизинга оборудования для перерабатывающих сельхозпродукцию предприятий за 4 года выделено 3 354,46 млн. тенге, которые были направлены на обновление основных средств по 33 проектам.
С 2006 года начата реализация бюджетной программы по субсидированию затрат предприятий на разработку, внедрение и сертификацию систем менеджмента качества и безопасности на базе международных стандартов ИСО и ХАССП. В текущем году на 30 446 тыс. тенге удешевили затраты на внедрение СМК 26 предприятий.
Программы развития кластеров: зерноперерабатывающего в северных областях, молочного — в Кустанайской области, плодово-овощного — в южных областях
Проделана большая работа по созданию и развитию кластеров в пищевой промышленности.
В соответствии с Планом по созданию и развитию пилотного кластера «Пищевая промышленность» утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2005 года №633 реализованы следующие мероприятия:
1) создан Координационный совет по пищевому кластеру, проведено пять заседаний Координационного совета;
2) начата реализация новых бюджетных программ по субсидированию отраслей АПК — субсидирование ГСМ на проведение весенне-полевых и уборочных работ; субсидирование комбикормов; полное возмещение затрат на закладку маточников многолетних насаждений плодовоягодных культур; затрат предприятий пищевой промышленности на разработку, внедрение и сертификацию систем менеджмента качества и безопасности на базе ИСО и ХАССП;
3) решен вопрос с финансированием строительства новых национальных референтных лабораторий по пищевой безопасности и модернизации ветеринарных лабораторий;
4) разработан и внесен в Парламент Республики Казахстан проект Закона «О безопасности пищевой продукции»;
5) внесены изменения в Налоговый Кодекс в части сокращения налоговой нагрузки по выплате НДС, для предприятий 8 отраслей пищевой промышленности (производство мяса и мясопродуктов, переработка и консервирование фруктов и овощей, производство растительных и животных масел и жиров, производство готовых кормов для животных, переработка молока и производство сыра, производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности, производство детского питания и диетических пищевых продуктов, производство хлеба).
В рамках исполнения Плана по созданию и развитию пилотного кластера «Пищевая промышленность», утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2005 года №633, проведено ряд заседаний Координационного совета в том числе и выездное в г. Кокшетау.
Во всех регионах распоряжениями акимов областей созданы отраслевые рабочие группы по формированию кластера «Пищевая промышленность» с участием руководителей областных департаментов сельского хозяйства, предпринимательства и промышленности, научно-технических учреждений, а также руководителей предприятий.

Техническая оснащенность АПК
На сегодняшний день в республике имеется 134,8 тыс. тракторов, 44,6 тыс. зерноуборочных комбайнов, 15,6 тыс. жаток, 47,5 тыс. грузовых автомобилей, 90,4 тыс. сеялок и 348,9 тыс. почвообрабатывающих орудий. Из имеющегося парка сельскохозяйственной техники 70% до 1991 года выпуска, которые отработали нормативно-амортизационный срок эксплуатации.
Средний возраст нынешнего парка сельскохозяйственной техники составляет 13-14 лет, при нормативном сроке эксплуатации 7-10 лет.
В целом по республике за 2003-2006 годы приобретено 11 354 ед. основных видов сельскохозяйственной техники:
тракторов всего — 4813 ед.:
в том числе: гусеничных — 602 ед.;
колесных — 4211 ед.;
зерноуборочных комбайнов — 5572 ед.;
валковых жаток — 969 ед.
При этом, приобретение техники происходило за счет финансирования из разных источников, например, комбайны приобретались за счет средств:
— фирм-инвесторов — 1 622 ед. (29,1%);
— АО «КазАгроФинанс» — 2 258 ед. (40,5%);
— СХТП — 754 ед. (13,5%);
— местных бюджетов — 290 ед. (5,3%);
— др. лизинговых компаний — 648 ед. (11,6%).
На сегодняшний день АО «КазАгроФинанс» приобретено и передано в лизинг 703 единиц сельскохозяйственной техники на общую сумму 5 973,7 млн. тенге.
Также, АО «КазАгроФинанс» было приобретено и передано в лизинг 160 ед. специальной техники и технологического оборудования на сумму 572,8 млн. тенге:
— машины для очистки зерна;
— машины для заготовки грубых кормов;
— машины для возделывания картофеля;
— оборудование для картофелехранилища;
— приемный бункер, транспортерная лента;
— доильная площадка типа Елочка;
— клеточное оборудование для птичника.
В рамках предоставления целевых займов и на лизинговой основе АО «КазАгроФинанс» приобретено и размещено 17 ед. оборудования по переработке сельскохозяйственной продукции на сумму 1 514,6 млн. тенге.

Инвестиционные проекты
Министерством сельского хозяйства в течении 2003-2004 годов была завершена реализация двух инвестиционных проектов- «Постприватизационная поддержка сельского хозяйства» и «Усовершенствование ирригационных и дренажных систем», профинансированных за счет средств займов Международного Банка Реконструкции и Развития и софинансирования из республиканского бюджета, на общую сумму 115 млн. долларов США. В 2007 году будет завершен проект «Управление водными ресурсами и восстановление земель», финансируемый из средств займа Азиатского Банка Развития и софинансирования из республиканского бюджета, на общую сумму 50,4 млн. долларов США. В 2006 году полностью завершены строительно-монтажные работы, по обеим фазам проекта объекты приняты в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями.
Министерством сельского хозяйства для подготовки инвестиционных проектов «Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции», «Усовершенствование ирригационной и дренажной систем, 2 фаза» и Второго проекта по постприватизационной поддержке сельского хозяйства были привлечены гранты Международного Банка Реконструкции и Развития на общую сумму 1 903,6 тыс. долл. США и техническая помощь Азиатского Банка Развития на подготовку проекта «Региональное развитие сельских территорий» в сумме 677,0 тыс. долл. США.
Наряду с привлечением грантов на подготовку инвестиционных проектов также привлечены проекты технической помощи международных финансовых и экономических организаций. По линии ТАСИС привлечена техническая помощь на сумму 1 млн. евро для развития рыночных принципов водопользования путём создания и развития сельских потребительских кооперативов водопользователей.
По линии Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и Азиатского Банка Развития были привлечены 2 проекта технической помощи на общую сумму 1 млн. долл. США по борьбе с саранчовыми вредителями, где были внедрены новые технологии ультранизкого звука (УНЗ) и создана геоинформационная система о саранчовых.
Для повышения эффективности земледелия и снижения деградации почвы привлечена техническая помощь на сумму 380 тыс. долларов США Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) по проекту «Использование почвозащитных технологий для устойчивого производства сельскохозяйственных культур в Северном Казахстане».
По результатам реализации грантов в 2005 году привлечены льготные займы Всемирного Банка на общую сумму 59 млн. долларов США для реализации Второго проекта по постприватизационной поддержке сельского хозяйства (35 млн. долларов США) и проекта «Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции» (24 млн.долларов США).
В настоящее время Министерством начата реализация данных проектов. В рамках проекта «Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции Казахстана» предусмотрено строительство референтной лаборатории, модернизация девяти областных и шестидесяти районных лабораторий, проведение гармонизации технических регламентов, создание системы по распространению и передаче знаний и технологий на областном и районном уровнях, а также выделение на конкурсной основе грантов сельхозтоваропроизводителям, перерабатывающим предприятиям, научным учреждениям и двадцати частным лабораториям, общая стоимость проекта составляет 70,8 млн. долларов США.
Целью Второго проекта по постприватизационной поддержке сельского хозяйства является увеличение совокупного объема кредитования банками второго уровня, лизинговыми компаниями и микрофинансовыми учреждениями сельского населения, крестьянских хозяйств, перерабатывающих предприятий, малых и средних сельхозпредприятий, общая стоимость проекта составляет 71 млн. долларов США.

Научное обеспечение АПК
В настоящее время в составе Министерства сельского хозяйства функционируют 9 научно-производственных центров, 2 научно-исследовательских института, 15 дочерних государственных предприятий, 26 филиалов, 5 опытных станций, 1 селекционая станция, 9 опытных хозяйств, Казахский государственный агротехнический университет имени С.Сейфуллина и Республиканская научная сельскохозяйственная библиотека.
В 2006 году научные исследования проводятся в рамках программы «Прикладные научные исследования в области агропромышленного комплекса». В реализации программы участвуют 33 научно-исследовательских организаций и вузов Министерства сельского хозяйства и Министерства образования и науки.
Для селекционных целей в последние годы в республику из стран СНГ и дальнего зарубежья завезен лучший генофонд зарубежной селекции: более 50 тыс. сортообразцов с/х растений, 2135 условных голов племенного скота.
На основе этого создано и передано на Государственное сортоиспытание 29 сортов и гибридов с/х культур.
Созданы красно-пестрый тип молочного скота с удоем за лактацию — 5337 кг.
В верблюдоводстве отобраны 150 голов маток дромедаров туркменской породы для создания казахского внутрипородного типа с молочностью за 7 месяцев лактации 1000 кг, жирностью — 4,5%.
В области водного хозяйства проведены исследования по разработке технологий мелиорации земель, методикам прогноза стока трансграничных рек с использованием ГИС-технологий, ресурсосберегающих технологий полива, технических средств и др.
В области лесного хозяйства для создания семейственно-клоновых плантаций выделены 3 сорта сосны, 8 кандидатов в элиту, 8 высокопродуктивных семей. Отобраны 8 генетически ценных деревьев сосны для Государственного сортоиспытания. Разработаны элементы технологии ускоренного выращивания стандартных саженцев 4 хвойных видов.
Разрабатываются 16 технологий переработки и хранения растительного сырья и 12 технологий производства продуктов питания из сырья животного происхождения.
Разработаны:
— рецептуры на 25 наименований продуктов питания;
— 4 технологии эффективного производства комбикормов и кормовых добавок для различных видов животных и рыб;
— 12 единиц опытных образцов машин и оборудования;
— 18 ветеринарных препаратов, вакцин, антигенов.
Получено 15 патентов и 124 предпатента на научные разработки.
Внедрение научных разработок в производство
В 2006 году посевы зерновых культур сортов казахстанской селекции составили 45% или более 5 млн. га, тогда как в 2004 году они составляли всего 27%.
Площади, занимаемые под сортами риса отечественной селекции, возросли от 75% в 2002 г. до 84% в 2006 г.
Сорта хлопчатника ДГП «НИИ хлопководства» заняли более 70 тыс.га или 38% посевных площадей, тогда как до 2000 г. в хлопководстве использовались только узбекские сорта.
Разработки казахстанских ученых по минимальным и нулевым технологиям возделывания зерновых внедрены на площади более 3,5 млн. га.
В племенных хозяйствах рост поголовья племенных животных казахстанской селекции составил за 2 года по мясному скоту 26%, по молочному скотоводству- 2 раза (207%), по овцеводству — 51%.

Страхование
Страхование в растениеводстве осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном страховании в растениеводстве» (далее — Закон). Согласно Закону страхование является обязательным для сельских товаропроизводителей, занятых возделыванием зерновых и масличных культур, хлопка и сахарной свеклы.
В целях распределения рисков в сельском хозяйстве между государством и частными страховыми структурами и для гарантирования получения страховых выплат сельхозтоваропроизводителями государство осуществляет компенсацию страховым компаниям 50% страховых выплат, произведенных страхователю. Агентом по управлению бюджетными средствами для государственной поддержки обязательного страхования в растениеводстве определено АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства».
На основании бессрочных лицензий, выданных Агентством РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, правом на осуществление страховой деятельности по классу «обязательное страхование в растениеводстве» обладают 5 страховых компаний: АО «Зерновая страховая компания», АО «СК «Валют-Транзит Полис», АО «Страховая компания «Евразия», АО «Страховая компания «Альянс-Полис», АО «СК «Сая».
Реализация Закона в 2005 году выявила ряд недостатков, ведущих на практике к возникновению спорных вопросов между участниками страхового рынка. В целях усовершенствования законодательства об обязательном страховании в растениеводстве принят Закон Республики Казахстан от 7 июля 2006 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об обязательном страховании в растениеводстве».
В 2006 году общая застрахованная площадь составила 63,1% от всей площади посевов, подлежащих обязательному страхованию. Заключено договоров обязательного страхования в растениеводстве на сумму 26,2 млрд. тенге.
За период 2005-2006 годы страховыми компаниями выплачено сельхозтоваропроизводителям по страховым случаям порядка 1,256 млрд. тенге.

Водное хозяйство
Значительную роль в развитии аграрного сектора экономики принадлежит водному сектору экономики. Решение основных проблем водных ресурсов страны требовало кардинального пересмотра нормативно-правовой базы отрасли, обеспечения государственной поддержки на период её становления.
Общий объем инвестиций на реализацию мероприятий отраслевой программы «Питьевые воды» на 2002-2010 годы определен в размере 115,1 млрд. тенге, который ежегодно уточняется при формировании проектов республиканского и местных бюджетов на соответствующий год.
В целом за 1 этап (2002-2005 годы) реализации фактически освоено средств в сумме — 46,2 млрд. тенге.
На эти средства были проведены работы по строительству новых и восстановлению существующих 4210 км систем водоснабжения, улучшено водообеспечения 1511 населенных пунктов с численностью 4,5 млн. человек. В том числе, за счет республиканского бюджета и внешних займов и грантов построены и реконструированы 3082 км, местных бюджетов и хозяйствующих субъектов — 1128 км.
В 2006 году из республиканского бюджета для объектов питьевого водоснабжения выделено 10,49 млрд. тенге. В том числе, по программе на развитие системы водоснабжения 5,18 млрд. тенге для 74 сельских населенных пунктов, из них 45 с завершением в 2006 году. По этой же программе для малых городов выделено 2,12 млрд. тенге для 20 объектов, из них 5 объектов с завершением в 2006 году. А также на строительство и реконструкцию системы водоснабжения для 24 объектов питьевого водоснабжения выделено 3,18 млрд. тенге, из них 12 объектов с завершением в 2006 году.
Сохранение и улучшение мелиоративного состояния земель осуществляется Государственными учреждениями «Гидрогеолого-мелиоративные экспедиции»: «Жетысуская ГГМЭ», «Южно-Казахстанская ГГМЭ» и «Кызылординская ГГМЭ» и ГУ Республиканский методический центр «Казагромелиоводхоз» Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан.
На 2006 год по данной программе выделено 178540,0 тыс. тенге. По состоянию на 21.12.06 г. освоено 178251,17 тыс. тенге, т.е. 99,84%.
В ходе реализации программы по результатам полевых наблюдений, исследовательских и лабораторных работ ведется государственный мониторинг орошаемых земель. На основании выполненных работ экспедиции информируют о состоянии орошаемых земель, для землепользователей всех форм собственности разрабатывают рекомендации, направленные на более эффективное и рациональное использование орошаемых земель, поливной воды, а также мероприятия по предотвращению развития засоления, осолонцевания, эрозии и снижения плодородия почв.
Начиная с 2003 года, из республиканского бюджета выделяются средства на субсидирование (удешевление) стоимости услуг по доставке поливной воды сельхозтоваропроизводителям.
С 2003 года реализуется бюджетная программа по капитальному ремонту и восстановлению особо аварийных участков межхозяйственных каналов и гидромелиоративных сооружений. В 2003 году по данной программе были разработаны 161 проектно-сметных документаций на общую сумму 250,0 млн. тенге. В 2004 году были проведены ремонтные работы на 9 объектах и разработаны 16 проектно-сметных документаций. В 2005 году на ремонт 17 объектов выделено 794,36 млн. тенге, из них 15 объектов отремонтировано, 2 объекта «Ремонт водозаборного сооружения Улкен-Кескен на р. Келес Южно-Казахстанская область» и «Капитальный ремонт Большого Алматинского канала им. Кунаева II очереди Алматинская область» переходящие на 2006 год. В 2005 году по данной программе выделено из бюджета 794,36 млн. тенге. на капитальный ремонт 17 водохозяйственных объектов. В 2006 году на капитальный ремонт 3 особо аварийных водохозяйственных объектов (два объекта переходящие с 2005 года, один вновь вводимый) выделено 463,4 млн. тенге, средства освоены полностью.

Лесное и охотничье хозяйство
В целях реализации Программы «Жасыл ел» на 2005-2007 годы в 2006 году работы по воспроизводству лесов и лесоразведению проведены на площади 33,3 тыс. га, в том числе методом посадки и посева 26,6 тыс.га.
Продолжаются работы по созданию санитарно-защитной зеленой зоны г. Астаны. В 2005 году вокруг города Астаны посажено лесонасаждений на площади 5,0 тыс. га. Всего с начала создания СЗЗЗ г. Астаны создано лесонасаждений на площади 30,0 тыс. га.
Активное участие в реализации программы «Жасыл ел» 2005-2007 года принимает молодежь. В 2006 году по данным Республиканского Штаба «Жасыл ел» на лесокультурные и озеленительные работы привлекались студенты и местная молодежь в количестве 11730 человек.
На особо охраняемых природных территориях и РГП «Жасыл Аймак» на выполнение работ по расчистке горельников, прополке культур и сеянцев в питомниках привлекались студенты и местная молодежь в количестве 925 человек.
В целях сохранения лесов от пожаров в 2006 году на территории государственного лесного фонда республики проведены противопожарные мероприятия:
создано новых минерализованных полос — 9865 км;
проведены уходы за минерализованными полосами — 74475 км;
проведено устройство противопожарных разрывов — 74 км;
установлены аншлаги на противопожарную тему — 5175 штук;
выдано предписаний сельхозформированиям — 7020 штук;
распространено листовок на противопожарную тематику — 34340 штук;
организовано 5685 семинаров и лекций в организациях и учебных заведениях;
проведено 425 выступлений в средствах массовой информации.
Однако, несмотря на предпринимаемые меры в 2005 году были допущены крупные лесные пожары в государственных учреждениях лесного хозяйства Костанайской, Акмолинской, Северо-Казахстанской, Южно-Казахстанской областях, ГЛПР «Ертыс орманы» и «Семей орманы».
В 2006 г. зарегистрировано в государственных учреждениях лесного хозяйства, находящихся в ведении акиматов областей 384 случаев лесных пожаров на площади 13629 га, в том числе лесопокрытой площади 10062 га.
На особо охраняемых природных территориях 575 случаев лесных пожаров на площади 32531 га, в том числе лесопокрытой площади 11867 га.
Основными причинами лесных пожаров сейчас являются погодные условия. Большой проблемой являются и степные пожары, которые своевременно не тушатся и переходят на лесной фонд. Так, из-за степных пожаров произошли крупные лесные пожары в Баянаульском национальном парке, резерватах «Ертыс орманы» и «Семей орманы», а в «Ертыс орманы» неоднократно. Тушение степных пожаров возложено на местные исполнительные органы, однако, из-за их бездействия зачастую степные пожары приходится тушить самим нацпаркам и резерватам.
Продолжается реализация программы по сохранению редких и исчезающих видов диких копытных животных и сайгаков на 2005-2007, утвержденного постановлением Правительства от 25.03.2005 г. № 267. Выполнение программы возложено на республиканское государственное казенное предприятие «ПО «Охотзоопром». Инспектора мобильных групп РГКП «ПО «Охотзоопром» оснащены высоко проходимым автомобильным транспортом, средствами связи и навигации, вооружением и обмундированием.
Проведен учет численности сайгаков в трех популяциях (бетпакдалинской, устюртской и уральской) с использованием самолетов. В учетных работах принимали участие сотрудники Института зоологии МОН Республики Казахстан. На местах в учетных работах участвовали специалисты Карагандинского, Костанайского, Жамбылского, Кызылородинского, Актюбинского, Западно-Казахстанского и Атырауского областных территориальных управлений лесного и охотничьего хозяйства. По учетным данным в трех популяциях численность сайгаков составляет в 2006 году 49,3 тыс. голов.
Во исполнение Программы сохранения редких и исчезающих видов диких копытных животных и сайгаков на 2005-2007 годы, Министерством сельского хозяйства при поддержке Секретариатов Боннской Конвенции и Конвенции СИТЕС в городе Алмате 25 сентября 2006 года проведено Первое международное совещание по вопросам сохранения, восстановления и устойчивого использования сайгаков. На этом совещании Казахстанской стороной подписан Меморандум о взаимопонимании и План действий относительно сохранения, восстановления и устойчивого использования антилопы сайги, подготовленный Секретариатом Боннской Конвенции.
В целях закрепления охотничьих угодий на конкурсной основе, в областях продолжается работа комиссии, созданной областными территориальными управлениями лесного и охотничьего хозяйства совместно с областными исполнительными органами.
Так, за отчетный период 2006 года по республике вновь закреплены 172 охотничьих угодий, в том числе в Алматинской области 52 охотхозяйства, Карагандинской 53, Костанайской 38, Северо-Казахстанской 7, Кызылординской 12.
Разработана и утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан Программа развития системы особо охраняемых природных территорий на 2007-2009 годы.
Проводится работа по созданию в 2007 году национального парка «Кольсайские озера» в Алматинской области и Иргиз-Тургайского государственного природного резервата в Актюбинской области.
Кроме того, в 2006 году разработаны ТЭО расширения территорий Чарынского ГНПП и Западно-Алтайского заповедника, а также корректировка ТЭО Катон-Карагайского ГНПП.
Улучшается материально-техническое обеспечение ООПТ. В рамках госзаказа для ООПТ в 2006 году приобретены основные средства на сумму 131 млн. тенге

Рыбное хозяйство
В соответствии с действующим законодательством, с прошлого года проводится долгосрочное закрепление рыбохозяйственных водоемов и участков за пользователями. Это позволяет пользователям гарантировать доступ к рыбным ресурсам на длительный срок, планомерно вести работу по вовлечению собственных средств и инвестиций в т.ч. иностранных в развитие рыбного хозяйства на закрепленных водоемах и участках, охране и воспроизводству, а также на проведение научных исследований.
В 2006 году по итогам проведенных конкурсов за 956 пользователями рыбных ресурсов сроком на 10 лет закреплено 1466 водоемов и участков международного, республиканского и местного значений. Охрану закрепленных водоемов осуществляют свыше 1400 егерей. На территориальные уполномоченные органы возложены функции по охране резервного фонда водоемов, осуществлению государственного контроля за использованием рыбных ресурсов и соблюдению требований природоохранного законодательства.
До 2005 года, при освоении рыбных ресурсов пользователями производилась оплата только за биоресурсы.
В настоящее время, в связи с введением долгосрочного закрепления, общий объем финансовых средств запланированных, на материально-технические, воспроизводственные и научные цели до 2015 года по итогам заключенных договоров на ведение рыбного хозяйства составил 11 161,3 млн. тенге.
По данным только за 2006 год фактический объем вложенных средств составил 2 343,0 млн. тенге при плане 1 918,9 млн.тенге
Объем утвержденных лимитов и квот вылова рыбы на 2006 год по республике составил 49,7 тыс. тонн, фактический вылов рыбы составил 43,9 тыс.тонн или 88,4%, при этом за пользование биоресурсами внесено платежей на сумму 357222,8 тыс. тенге.
В 2006 году инспекторами территориальных органов рыбоохраны выявлено 10203 нарушений природоохранного законодательства (в 2003 году — 8449 нарушений), в результате наложено штрафов на сумму 41,5 млн. тенге (в 2003 году — 10,4 млн. тенге), 34,0 млн. тенге из которых взыскано по итогам года, на 19,2 млн. тенге предъявлено исков.
20-22 ноября 2006 года в г. Алматы состоялось очередное двадцать шестое заседание Комиссии по водным биоресурсам Каспийского моря, где Сторонами Комиссии — Республикой Казахстан, Российской Федерацией, Республикой Туркменистан, Исламской Республикой Иран и Республикой Азербайджан были согласованы, а затем направлены в Секретариат СИТЕС квоты на вылов осетровых видов рыб на 2007 год.
2 января 2007 года Секретариатом СИТЕС был снят запрет на экспорт икры осетровых видов рыб из прикаспийских стран, в том числе из Республики Казахстан.
Вопрос о снятии запрета на один из редких видов осетровых рыб — белугу пока еще рассматривается, решение по нему Секретариатом СИТЕС будет принято позднее.
Необходимо отметить, что год назад, согласно Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, квоты на экспорт икры осетровых видов рыб для большинства прикаспийских стран не были выделены из-за отсутствия представителей Туркменистана на 24-ом заседании Комиссии, которое состоялось 22-25 ноября 2005 года, в г. Астана.
В этой связи принятое решение, согласно Резолюции 12.7 членами Комиссии, оказалось нелегитимным для вступления в силу, так как по Положению при принятии решения необходимо присутствие всех сторон.
Исключение было сделано только для Ирана на экспорт продукции только одного вида персидского осетра, так как только она является единственной страной, заявившей на этот вид осетровых.
В целях сохранения популяции осетровых видов рыб и учитывая мнение СИТЕС, Казахстан предложил на 2007 год снизить квоты вылова осетровых. В то же время, необходимо отметить, что объем экспортных квот на продукцию осетра и севрюги в настоящее время утвержден на уровне, заявленного в 2006 году.
В 2006 году завершена разработка республиканской схемы акклиматизации и зарыбления водоемов, для реализации которого разработаны научные рекомендации по сохранению и устойчивому использованию редких и исчезающих видов рыб, совершенствованию биотехники их искусственного воспроизводства. В этой связи часть рыбоводных предприятий республики будут переориентированы для воспроизводства редких и исчезающих видов рыб, целей акклиматизации, а также обеспечения на первоначальном этапе пользователей рыбопосадочным материалом.
Остальные рыбоводные предприятия, с учетом долгосрочного закрепления водоемов и создания условий для развития товарного рыбоводства и как следствие увеличения спроса на продукцию нерестово-вырастных хозяйств и рыбопитомников, предполагается перевести в конкурентный сектор экономики.
В целях принятия мер по упорядочению оборота продукции из осетровых видов, сокращения объемов нелегального вылова и контрабанды осетровой продукции за пределы республики, Министерством сельского хозяйства внесено на рассмотрение Правительства РК предложение о введении государственной монополии на закуп, производство и реализацию икры осетровых. На сегодняшний день данная инициатива поддержана главой государства и заинтересованными министерствами и ведомствами прорабатывается механизм введения данной нормы.
Для определения приоритетных направлений развития рыбной отрасли разработана и одобрена Правительством Республики Казахстан Концепция развития рыбного хозяйства Республики Казахстан на 2007-2015 годы. В настоящее время для её реализации в среднесрочном периоде разрабатывается Программа развития рыбного хозяйства.
Основными направлениями данной Программы определено развитие товарного рыбоводства и перерабатывающей базы отрасли. Для решения этих задач предусматривается комплекс мер государственной поддержки, что позволит привлечь инвестиции и новые технологии в перерабатывающий сектор, увеличить выпуск рыбной продукции, пользующихся потребительским спросом и отвечающей требованиям мировых стандартов, а также созданию новых рабочих мест.

Развитие сельских территорий *
Завершена реализация первого этапа (2004-2006 гг.) Государственной программы развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 годы (далее — Госпрограмма).
За три года реализации Госпрограммы из всех источников на развитие сельских территорий выделено около 202 млрд. тенге, в том числе из республиканского бюджета — 66,8 млрд. тенге, из местных бюджетов — 95,6 млрд. тенге, а также 40 млрд. тенге из внебюджетных средств.
Средства, выделенные из республиканского бюджета позволили в течении 2004-2006 годов охватить строительством и реконструкцией 100 сельских школ, 63 учреждения здравоохранения, а также 193 объекта питьевого водоснабжения, включая водопроводные сети протяженностью 2531 км.
Приняты меры по 100% охвату сельских территорий программами телевизионных каналов «Хабар», «Казахстан» и Казахского радио. Телефонизированы все сельские населенные пункты с численностью населения более 500 человек. Развивается система почтово-сберегательной службы в сельской местности. Продолжается разработка земельно-кадастровых карт, составление экологических паспортов сельских округов.
В рамках реализации Региональных программ развития сельских территорий за счет средств местных бюджетов построено, реконструировано и произведен капитальный ремонт 5250 сельских объектов образования, здравоохранения, культуры и спорта, 973 объекта водоснабжения.
Эффективность вложенных средств отражается на уровне социально-экономического развития сельских территорий. Подтверждением тому являются итоги мониторинга сельских населенных пунктов.
По проведенной классификации за 2005 год из 7367 СНП 1583 соответствуют высокому, 5505 — среднему, 207 — низкому потенциалу развития и в 72 население отсутствует. Анализ проведенного мониторинга свидетельствует о наличии динамики роста социально-экономического развития СНП. Так количество СНП с высоким потенциалом развития, в сравнении с 2003 годом увеличилось на 521 единиц, а СНП с низким

*- данные за 2006 год, оперативные

экономическим потенциалом сократилось на 569 единиц. По сравнению с 2004 годом количество сельских населенных пунктов, потребляющих привозную воду сократилось с 682 до 400 единиц. Уменьшилось количество сельских населенных пунктов не обеспеченных объектами образования и здравоохранения. Сократилось количество
сельских населенных пунктов, не подключенных к централизованным сетям электроснабжения. Увеличилась численность населенных пунктов, имеющих автодороги с твердым покрытием.
Совершенствуется нормативно-правовая база в области развития сельских территорий. Принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «Об административно-территориальном устройстве», предусматривающий расширение понятия «сельский населенный пункт» путём включения в него «поселков», находящихся на территории сельской административной подчинённости.
Данный закон позволяет законодательно закрепить статус поселков, находящихся на территории сельской административной подчиненности и предоставлять специалистам государственных организаций здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры и спорта 25 %-ую надбавку к заработной плате и социальную помощь на приобретение топлива.
В целях развития индивидуального и семейного предпринимательства с 2005 года реализуются бюджетная программа, направленная на повышение уровня доходов путем организации системы микрокредитования сельского населения.
В первый год ее реализации из средств республиканского бюджета был выделен и освоен 1,0 млрд. тенге. В 2006 году на эти цели выделено 2,0 млрд. тенге и в 2007 году запланировано выделение 2,5 млрд. тенге.
За два года реализации бюджетной программы выдано более 25 тыс. микрокредитов, в том числе более 8 тыс. микрокредитов домохозяйствам, имеющим доходы ниже прожиточного минимума и около 17 тыс. микрокредитов домохозяйствам, имеющим средний уровень доходов.
Кроме того, в целях максимального вовлечения капитала в сельскую экономику постановлениями Правительства утверждены Концепция развития сети микрокредитных организаций для кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Казахстан и План мероприятий по ее реализации.

Специализированные организации

АО «Продовольственная контрактная корпорация»
Одной из важнейшей задачей, стоящей перед работниками агропромышленного комплекса является обеспечение динамического развития зернового рынка, увеличение экспортного потенциала зерна посредством улучшения его качества и повышения конкурентоспособности.
За 2001-2005 годы на закуп зерна в государственные ресурсы из республиканского бюджета направлено более 25,6 млрд. тенге, из которого 14,6 млрд. тенге или 57,1% профинансированы в весенне-летний период, что способствовало проведению отечественными товаропроизводителями весеннего сева в оптимальные сроки.
В 2006 году в государственные ресурсы закуплено 502,7 тыс. тонн зерна продовольственной мягкой пшеницы, на сумму 6,2 млрд. тенге.
Кроме того, АО «Продкорпорация» (далее — Корпорация) с 2002 года осуществляет дополнительный закуп зерна за счет привлеченных кредитных средств. В 2006 году Корпорацией дополнительно за счет привлеченных кредитных средств закуплено 690,8 тыс. тонн зерна.
В целях финансовой поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей в организации проведения весенне-полевых и уборочных работ в 2005 году из республиканского бюджета выделено 7,0 млрд. тенге путем пополнения уставного капитала АО «Продкорпорация». В рамках проводимых Корпорацией мероприятий выданы займы 1890 сельхозформированиям, на сегодняшний день указанные займы возвращены заемщикам в полном объеме, которые направлены на кредитование сельхозтоваропроизводителей в 2006 году.
Как свидетельствуют итоги финансирования сельхозтоваропроизводителей в 2005 году, вышеуказанная программа кредитования зарекомендовала себя как финансовый инструмент, ориентированный на поддержку сельхозтоваропроизводителей. В этой связи в республиканском бюджете на 2006 год на указанные цели были предусмотрены дополнительные денежные средства в размере 2,5 млрд. тенге посредством пополнения уставного капитала Корпорации.
Данные средства распределены между областями в зависимости от посевных площадей и заключено договоров на сумму 8,8 млрд. тенге из них оплачено 8,7 млрд. тенге, обеспечен возврат сельхозтоваропроизводителями 5344,1 млн. тенге.

АО «Фонд гарантирования исполнения обязательств по зерновым распискам»
Внедрение в Казахстане системы зерновых расписок, в том числе и создание Фонда гарантирования исполнения обязательств по зерновым распискам, существенно изменило порядок реализации зерна и создало предпосылки улучшения инвестиционного климата в сельском хозяйстве. На данный момент в число участников Фонда входит 33 хлебоприемных предприятия, общая элеваторная емкость которых составляет более 2,5 млн. тонн.
В свою очередь обеспеченные зерновые расписки стали ликвидным финансовым инструментом. С начала 2006 года Фондом выдано гарантий на 1 444,0 тыс. тонн зерна. С начала внедрения зерновых расписок отечественные товаропроизводители посредством залога 4199,7 тыс. тонн зерна получили кредитные ресурсы на сумму 68,4 млрд. тенге.
Среднегодовой объем производства зерна за 2001-2005 годы составил 14,6 млн. тонн, в том числе пшеницы — 11,6 млн. тонн. За указанные годы реализовано на экспорт 3,7 млн. тонн зерна в среднем за год, поступило от реализации зерна в совокупности валютных средств на сумму 1930,3 млн. долларов США или 386,1 млн. долларов США в среднем за год.
Следует отметить, что значительно возрос также экспорт муки, среднегодовой объем которого за 2001-2005 годы составил 483,2 тыс. тонн, что в 2,2 раза больше уровня предыдущих пяти лет. Отгрузив на экспорт в 2005 году 932,0 тыс. тонн муки, Казахстан занял третье место в мире по экспорту муки после Европейского Союза и Турции. Сумма валютной выручки от реализации муки за последние пять лет составила 370,1 млн. долларов США или 74,0 млн. долларов в среднем в год.
В 2006 году (по состоянию на 20 декабря) объем экспорта зерна составил около 4,2 млн. тонн, что в 2,4 раза больше уровня соответствующего периода 2005 года. За указанный период экспортировано 924,3 тыс. тонн муки, что также на 116,1 тыс. тонн или на 14,4 % больше, чем в 2005 году.

АО «Мал өнiмдерi корпорациясы»
В целях организации закупа, производства, переработки, увеличения объемов экспорта, развития сети заготовительных пунктов и наполнения внутреннего рынка конкурентоспособными товарами действует АО «Мал онiмдерi корпорациясы»
С момента создания АО «Мал онiмдерi корпорациясы» выделено кредитных ресурсов 2,1 млрд.тенге, на формирование уставного капитала — 5,8 млрд.тенге
В каждой области работают областные, межрайонные и районные представители АО «Мал онiмдерi корпорациясы» по заготовке и переработке животноводческой продукции. В регионах открыты оснащенные спецоборудованием приемные пункты для молока, шерсти и кожсырья. За период 2001-2006 гг. Корпорации закуплено: мясо всех видов 4,7 тыс.тонн, молока цельного 86,6 тыс.тонн, шерсти 7,1 тыс.тонн, кожсырья крупного рогатого скота 6,8 тыс.тонн, кожсырья мелкого рогатого скота 618,7 тыс. штук, живого скота 55,5 тыс. голов (крупного рогатого скота 4,6 тыс. голов, лошадей 2,0 тыс. голов, овец 48,9 тыс. голов). В рамках укрепления производственной базы Корпорацией были приобретены основные средства на сумму 1 011,0 млн.тенге, в том числе специализированный автотранспорт (молоковозы, скотовозы, авторефрижераторы и др.), оборудование для переработки животноводческой продукции, завод по производству молока, линия по переработке кожсырья.
По программе импортозамещения Корпорацией по совместной деятельности произведено молочной продукции и кожсырья на сумму 2 834,6 млн.тенге. Закуплены услуги по переработке, хранению и транспортировке животноводческой продукции и налажены производство мясных и мясорастительных консервов, полуфабрикатов «вет-блю» из КРС и МРС, первичной переработки шерсти, молока и мяса на сумму 1 132,2 млн.тенге.
Реализовано животноводческой продукции на сумму 5,3 млрд. тенге, в том числе экспорт на сумму 971,7 млн.тенге, что составляет 18,3 % от общего объема реализации. Основными импортерами Корпорации являются страны Германия, Италия, Турция, Китай, Российская Федерация, Киргизстан, Украина, Беларусь и Таджикистан.
В результате проводимых мероприятий по реализации агропродовольственной программы с АО «Мал онiмдерi корпорациясы» сотрудничают с перерабатывающими предприятиями, которые ранее простаивали или работали с минимальной нагрузкой производственных мощностей. Благодаря сотрудничеству с Корпорацией производство продукции в этих предприятиях увеличилось более чем в 2 раза. Удалось повысить объемы закупа животноводческой продукции по сравнению с 2002 годом по мясу и мясопродуктам в 3,5 раза, молоку и молочным продуктам в 6,9 раз, по шерсти в 1,3 раза, кожсырью в 4,6 раза, что способствовало ежегодному приросту численности скота и птицы в республике от 4 до 5%, производства животноводческой продукции — 5-7 %. Ежегодное увеличение закупа животноводческой продукции привело к заметному усилению конкурентной борьбы на внутреннем рынке.

АО «Аграрная кредитная корпорация»
В целях обеспечения сельских товаропроизводителей и предприятий по переработке сельхозпродукции кредитными средствами, с 2001 года действуют региональные финансовые институты — сельские кредитные товарищества (СКТ), созданные с участием АО «Аграрная кредитная корпорация» (далее — Корпорация) в их уставных капталах.
Сельские кредитные товарищества стали одним из самых привлекательных финансовых организаций для сельских товаропроизводителей. Привлекательность которых заключается не только в обеспечении доступности для мелких и средних товаропроизводителей кредитами по ставке вознаграждения не более 9 % годовых, но и в организации их непосредственно в сельских районах максимально приближает сельчан к источникам кредитных ресурсов для развития своего бизнеса.
Всего с начала деятельности Корпорацией создано 146 СКТ в тринадцати областях республики. В 2006 году проведены учредительные собрания по созданию 14 СКТ, в том числе 4 за счет собственных средств уставного капитала Корпорации. Из числа созданных СКТ в 2006 году, 11 зарегистрированы в органах юстиции и 3 — находятся на стадии регистрации. Кроме этого, Советом директоров принято решение о создании дополнительных 5 СКТ (за счет собственных средств), по которым ведутся подготовительные работы для проведения учредительных собраний.
Общая сумма уставных капиталов 145 СКТ составила 3 952,4 млн.тенге, в том числе доля Корпорации 783,1 млн.тенге. Количество участников СКТ — 5 369 хозяйств, которые имеют более 7,3 млн.га земельных угодий и 1 030 тыс.голов скота.
По 14 СКТ, созданным в 2006 году, сумма уставных капиталов составила 181,6 млн.тенге, в том числе доля Корпорации 70,1 млн.тенге. Количество участников составило 325 хозяйств.
На сегодняшний день Корпорацией открыты кредитные линии 133 СКТ на сумму 18 195 млн.тенге, кредиты выданы участникам 131 СКТ, остаток ссудной задолженности по которым составил 12 509 млн. тенге.
За 2006 год выдано кредитов в сумме 9 691,4 млн.тенге. Средства, выделенные в 2006 году для создания 10 СКТ и кредитования системы СКТ в размере 5 400 млн.тенге освоены полностью.
Кроме того, с 2006 года АО «Аграрная кредитная корпорация» начала работу по стимулированию организаций объединений по заготовке, переработке, хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции. Кредиты выдаются на пополнение оборотных средств и для приобретения оборудования на основании договоров поставок для осуществления заготовительной, перерабатывающей деятельности и транспортировки сырья. При этом, кредиты выдаются на приобретение основных средств — сроком до 5-7 лет и на приобретение оборотных средств — сроком до 1 года со ставками вознаграждения 5 % годовых.
На кредитование инфрастр ктуры по заготовке, переработке, хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции в 2006 году выделено 3 542 млн. тенге.
По состоянию на 12 января 2007 года заявки 92 СПК на сумму 5 093,2 млн. тенге признаны Корпорацией соответствующими требованиям Программы и согласованы с рабочей группой МСХ.
В Корпорацию на кредитование поступили документы 51 СПК на сумму 3 334,2 млн. тенге, из них:
— 47 проектов на сумму 3 222,57 млн. тенге вынесены на рассмотрение кредитного комитета;
— по 4 проектам на сумму 111,6 млн. тенге направлены замечания.
Из числа 46 СПК, с которыми заключены договора, 43 СПК перечислены кредитные средства в сумме 2804,6 млн. тенге.

АО «Казагрофинанс
Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности и внутрипроизводственных показателей Компании за последние 6 лет приведен ниже в таблице.
млн. тенге

Как видно из таблицы, активы Компании и их доходность имеют значительную тенденцию к росту. При этом, увеличение доходности капитала Компании имеет прямую связь с ростом уставного капитала Компании, произошедшего в период реализации Государственной агропродовольственной программы Республики Казахстан на 2003-2005 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан в июне 2002 года, в рамках которой по бюджетной программе «Обеспечение сельскохозяйственной техникой на лизинговой основе» на закупку сельхозтехники с целью последующего размещения ее в лизинг были выделены значительные бюджетные средства.
Результаты проводимых маркетинговых исследований свидетельствуют о том, что выделяемых бюджетных средств недостаточно и обновление машинно-тракторного парка происходит слишком медленными темпами. В этой связи, с 2004 года Компанией осуществлено реинвестирование свободных денежных средств.
В 2005 году Компанией освоен новый вид финансирования — привлечение кредитных экспортных ресурсов, направляемых на закуп высокотехнологичной сельскохозяйственной техники и оборудования с целью последующего размещения ее в лизинг.
Кроме того, в конц