Утверждена на заседании ученого совета

Казахского государственного агротехнического университета им.

С. Сейфуллина 27 января 2005 года,

протокол №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ КАЗАХСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРОТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА им. С. СЕЙФУЛЛИНА на 2005-2010 годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АСТАНА 2005

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение       ……………………………………………………..…..3

Цели и задачи Программы  …………………………………………4

Пути реализации программы………………………… ……………..6

2.1.Формирование контингента студентов …………………………6

2.2.Повышение квалификации профессорско-
преподавательского состава…………………..……………………..6

2.3 .Повышение качества подготовки специалистов……………….7

2.4.Развитие научных исследований………………………………..7

2.5.Укрепление материально-технической базы  …………………..8

2.6.Культурно-воспитательная работа………………………………9

2.7.Социальная защита сотрудников и потребителей………………9

2.8.Совершенствование системы управления университетом.. ……9

3.Ожидаемые результаты реализации Программы………………..10

 

 

 

Введение

Сфера высшего образования, создавая интеллектуальную базу функционирования общества, воздействует на экономические, экологические, технологические, культурные, управленческие, военные и другие параметры деятельности государства. Не может быть развитого государства без развитого образования. Это аксиома, с которой нужно считаться. Поэтому высшее образование занимает особое место среди долгосрочных приоритетов государства и по сути представляет собой проблему национальной безопасности. На нее возложена ответственная и благородная миссия — быть движущей силой общественного прогресса и процветания.

В настоящее время Казахстан признан мировым сообществом как страна с рыночной экономикой. За короткий исторический период обретения независимости наша страна сделала прорыв в экономике, интегрируется в мировую цивилизацию, использует новые прогрессивные технологии. Однако развитие казахстанской системы образования происходит в условиях прежней методологии образования, структуры и содержания, которые недостаточны для поэтапного ее вхождения в мировое образовательное пространство. Общедоступность поступления в высшие учебные заведения, при отсутствии соответствующего современным требованиям интеллектуального, кадрового, материально-технического потенциала отдельных вузов и их многочисленных филиалов, привела к перепроизводству специалистов и перенасыщению рынка труда невостребованными кадрами. Этому также способствовала массовая подготовка по узкопрофильным специальностям, ориентированным только на сложившиеся, стабильные отрасли и потребителей. Отсутствие механизма взаимоучета наших образовательных программ и зарубежных аналогов, взаимопризнание документов об образовании сдерживают академическую мобильность студентов, преподавателей и рабочей силы.

В условиях увеличения потоков информации фундаментальные знания являются обязательной, но недостаточной целью образования. Студенты должны не просто овладеть суммой знаний, умений и навыков, но и уметь самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества. Содержание образования остается фактологическим и не направлено на подготовку студентов к компетентному и творческому участию в жизни общества, что не позволяет казахстанской системе образования занять достойное место в мировом образовательном пространстве.

Настоящая Программа разработана в соответствии с Государственной Программой развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы и определяет основные направления и приоритеты университета, предусматривающие    повышение качества подготовки специалистов на основе широкого использования инновационного обучения интегрированного с интенсивной научно-исследовательской деятельностью’ улучшение материально-технического оснащения   учебного и научного процесса, укрепление связи исследований ученыхных с потребностями экономики и повышение социальной защиты сотрудников и студентов

 

 

 

  1. Цель и задачи Программы

Казахский государственный агротехнический университет им. С.Сейфуллина за 47 лет со дня организации превратился в один из крупнейших центров сельскохозяйственного образования и науки РК. Сформирован высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, включающий 190 докторов и кандидатов наук. Создана материально-техническая база, объединяющая 8 учебных корпусов общей площадью 60 тыс. кв.м., ветеринарную клинику, 4 студенческих общежития на 1,8 тыс. мест, гостиничный комплекс, молодежный центр, опытную станцию с машинно-тракторным парком, учебно-производственные мастерские и др.

В университете обучаются около 10 тыс. студентов по 66 специальностям
сельского хозяйства и других отраслей экономики. Большое внимание
уделяется гуманитарной подготовке студентов, работают курсы по
углубленному изучению казахского, русского и иностранных языков.
Ведется подготовка магистрантов по специальностям «Агроинженерия»,
«Ветеринарная медицина», «Ветеринарная санитария», «Зоотехния» и
«Менеджмент», ежегодно организовываются курсы повышения
квалификации руководящих кадров и специалистов агропромышленного
комплекса.     В   университете   функционирует   аспирантура   по   10

специальностям, работают два докторских и три кандидатских совета по защите диссертации, издается журнал «Вестник науки Казахского государственного агротехнического университета им.С.Сейфуллина», включенный в перечень изданий, рекомендованных ВАК РК для публикации результатов диссертационных работ по сельскохозяйственным, ветеринарным, биологическим, экономическим, техническим наукам и архитектуре. Налаживаются творческие связи в сфере подготовки специалистов и выполнения НИР с вузами и НИИ стран Содружества и дальнего зарубежья.

Вместе с тем имеется ряд факторов, сдерживающих дальнейшее развитие образовательной деятельности университета. Это:

несоответствие материально-технической базы, учебно-лабораторного и научного оборудования современным требованиям;

низкая обеспеченность новых специальностей учебно-методической литературой и преподавателями с учеными степенями;

отставание во внедрении в учебный процесс и при выполнении НИР информационных и коммуникационных технологий;

отсутствие учебно-опытного хозяйства;

недостаточная практическая подготовка студентов на предприятиях;

ограниченность возможности направления выпускников в целевую аспирантуру (докторантуру), а сотрудников — на стажировку и курсы повышения квалификации в вузы и НИИ зарубежных стран;

недостаточная научная связь с зарубежными партнерами;

ограничен ный доступ к сети Интернет;

 

 

 

слабое привлечение инновационных средств для внедрения завершенных научных разработок в производство;

отсутствие целенаправленной работы по определению потребности экономики региона в специалистах и трудоустройству выпускников.

Главной целью Программы является достижение эффективного функционирования системы качества по опережающей подготовке и переподготовке специалистов путем предоставления им широких возможностей выбора уровня, содержания, формы и сроков обучения, осуществляемых на основе инновационных технологий.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

повышение привлекательности университета для абитуриентов путем формирования у общества мнения о престижности и элитарности образования, получаемого в его стенах;

постоянное обеспечение своих потребителей (студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов и слушателей Института повышения квалификации) образовательными услугами на уровне, продиктованном мировым рынком, и непрерывное улучшение их качества на основе эффективной обратной связи с потребителями и поставщиками (школами и колледжами);

совершенствование системы управления университетом;

внедрение новых форм повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и создание механизмов стимулирования преподавателей для качественного предоставления образовательных услуг;

ориентирование научных исследований на потребности экономики страны и развитие партнерства с зарубежными научными организациями;

постоянное обновление и расширение материально-технической базы университета;

актуализация культурно-воспитательной работы;

обеспечение социальной защиты сотрудников и студентов;

усиление работы по организации и прохождению студентами профессиональных практик и стажировок в крупных многопрофильных хозяйствах, организациях и фирмах с последующим трудоустройством выпускников.

 

 

 

  1. Пути реализации Программы

2.1.      Формирование контингента студентов

Одним из важных направлений деятельности университета является профориентационная работа, направленная на пополнение студенческих рядов эрудированными, творчески мыслящими молодыми людьми. В качестве приоритетов для усиления профессиональной ориентации выпускников школ (колледжей) и активизации работы по формированию контингента студентов выступают:

широкое освещение деятельности университета в средствах массовой информации, популяризация достижений коллектива в учебно-методической, научно-исследовательской и культурно-воспитательной работе;

организация факультативных курсов при кафедрах университета для выпускных классов школ по профильным предметам университета; формирование заинтересованности у выпускников в овладении специальностями университета;

ежегодное проведение олимпиады школьников по различным дисциплинам, в том числе по профильным предметам специальностей университета, с предоставлением 3-5 грантов победителям для обучения в университете;

организация областного дебатного турнира среди школьников на базе университета;

консультирование и руководство научными проектами школьников;

привлечение школьников к научным конференциям студентов и молодых ученых;

организация бесплатных подготовительных курсов для лиц, изъявивших желание учиться в университете;

подготовка специалистов для хозяйствующих субъектов на договорной основе;

стремление университета быть элитарным вузом РК, дающим качественные знания, позволяющие его выпускникам найти достойное место на рынке труда.

 

2.2.      Повышение квалификации профессорско-преподавательского
состава

Качество специалистов в первую очередь определяется уровнем квалификации и компетентности профессорско-преподавательского состава. Существующая система переподготовки и повышения квалификации сотрудников университета носит в основном локальный (внутривузовский, внутригородской) характер и построена на личной инициативе преподавателей и , естественно, не способствует актуализации их знаний и опыта. Образовательные программы должны быть ориентированы на подготовку преподавателя, владеющего инновационными педагогическими технологиями,   навыками  поисковой,  исследовательской  и  творческой деятельности, информационными и дистанционными технологиями обучения. В этой связи следует выделить следующие приоритеты:

участие в реализации международных договоров и соглашений по обмену научно-педагогическими кадрами;

внедрение поэтапной программы подготовки (переподготовки) сотрудников при университетах (научных учреждениях) республики и зарубежных стран по инновационным технологиям обучения, а также по новым направлениям фундаментальных и прикладных исследований;

выделение грантов университета для участия в работе Международных конференций и семинаров преподавателям, достигшим наиболее весомых результатов в учебно-методической и научно-исследовательской работе;

организация прохождения преподавателями курсов повышения квалификации на предприятиях, организациях по современным достижениям науки и высоких технологий;

совершенствование внутривузовских форм повышения квалификации;

разработка совместных учебных планов и программ подготовки магистрантов с зарубежными университетами;

использование инновационных технологий в переподготовке руководящих кадров и специалистов агропромышленного комплекса;

разработка методики оценки деятельности профессорско-преподавательского состава для            внедрения      системы дифференцированной оплаты труда сотрудников;

проведение внутриуниверситетских конкурсов «Преподаватель года», «Куратор года».

 

2.3. Повышение качества подготовки специалистов

В современных условиях системе высшего образования необходимо придать новое качество, общественного статуса и понимание ее как особой сферы, первоочередной задачей которой является опережающая подготовка высококвалифицированных специалистов, их гибкость и адаптация. В целях интеграции в мировое образовательное пространство необходимо привести в соответствие с международными требованиями структуру высшего и послевузовского профессионального образования, которая должна полностью трансформироваться в трехуровневую систему подготовки кадров: бакалавриат — высшее образование, магистратура и РШ -послевузовское образование. Выпускники университета должны быть конкурентоспособными и востребованными современным производством, способными не только самостоятельно осваивать новейшие достижения науки и техники, но и творчески развивать их.

Задачами университета в части повышения качества подготовки специалистов являются:

—           обеспечение студентов учебниками и учебными пособиями по всем обязательным и дополнительным   дисциплинам в соответствии   с учебными планами специальностей, разработка электронных вариантов учебно-методических комплексов по дисциплинам специальностей;

расширение сети читальных залов и интернет-классов для самостоятельной работы студентов и создание библиотеки электронных дидактических материалов;

использование инновационных (компьютерных, дистанционных, интерактивных и др.) технологий обучения, а также профессионально-ориентированных обучающих и контролирующих программ;

внедрение целостной трехступенчатой модели подготовки кадров (бакалавриат, магистратура и докторантура), основанной на аккумулирующей кредитной системе обучения;

открытие новых специальностей по техническим направлениям, обеспечивающим реализацию Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы;

укрепление прав студентов на получение качественного образования, разработка и внедрение механизмов, определяющих ответственность профессорско-преподавательского состава за предоставление качественных образовательных услуг;

развитие социального партнерства, привлечение работодателей для организации профессиональной практики, стажировок студентов, трудоустройства выпускников;

совершенствование и поиск новых форм интенсификации по изучению государственного и иностранных языков;

использование международных образовательных грантов для направления студентов на обучение в ведущие университеты мира;

дальнейшее развитие организации студенческой науки.

 

2.4. Развитие научных исследований

Общепризнано, что наука является движущей силой экономики, важнейшим ресурсом духовного развития любой страны. Она рассматривается как одна из производительных сил, как национальное достояние, определяющее будущее страны. В основу реализации научно-технической политики положен программно-целевой метод финансирования научных проектов. Задачами университета в сфере развития научных исследований должны выступать:

участие в формировании и реализации республиканских целевых, прикладных и инновационных научно-технических программ по проблемам агропромышленного комплекса, а также фундаментальных исследований в области современной биотехнологии;

создание первоочередной направленности исследований на научно-технологическое обеспечение потребностей агропромышленного комплекса страны;

организация консалтинговой службы по внедрению в производство научных разработок ученых университета;

выработка эффективного механизма интеграции университета с НИИ региона в сфере подготовки научно-педагогических кадров и выполнения НИР;

создание благоприятных условий для формирования деятельности, способствующей  переходу  к  единому  научно-производственному циклу   «исследования   —   разработка   —   подготовка   кадров промышленное   освоение»;   организация  научно-исследовательских институтов, научных центров и проблемных лабораторий;

привлечение инвестиций для организации и развития наукоемких производств;

финансирование внедрения завершенных научных разработок в производство на основе взаимовыгодных договоров с хозяйствующими субъектами;

обеспечение интеграции университетской науки в мировое научно-техническое пространство путем выполнения работ по грантам международных фондов;

создание центра по подготовке докторов философии в партнерстве с ведущими зарубежными вузами, имеющими международные аккредитованные докторские программы, и обеспечение на этой основе сохранения и развития интеллектуального потенциала университета;

обеспечение специальностей университета преподавателями с учеными степенями на уровне не менее 40%.

организация и ежегодное проведение научно-теоретической конференции молодых ученых, студентов и школьников-«Сейфуллинские чтения».

 

2.5. Укрепление материально-технической базы

Реформирование образования и науки пришлось на исключительно сложный период перехода к рыночной экономике. Для высших учебных заведений, в том числе для нашего университета, последствия перехода к рынку носили в силу объективных обстоятельств наиболее деструктивный характер.

Улучшение экономического состояния страны находит свое отражение и в финансовом положении университета. Растет количество студентов, обучающихся на договорной основе, имеет тенденцию к увеличению финансирования из госбюджета (образовательные гранты и кредиты, научные гранты), развивается собственная хозяйственная деятельность. За последние два-три года проведен капитальный ремонт общежитий и учебных корпусов университета, существенно улучшилась обеспеченность студентов и сотрудников персональными компьютерами и учебной литературой, завершается строительство семейного общежития и др. Однако оборудование, приборы и материалы, используемые в учебном и научном процессе, материально и морально устарели, и, следовательно, не способствуют получению потребителями качественного знания. Университет не имеет своей опытной станции, на базе которой можно создать цикл интеграции образования, науки и производства. Недостаточное внимание уделяется и формированию здорового образа жизни. В этой связи в качестве приоритетов определяются:

увеличение    основных средств университета за счет обновления материально-технической и учебно-лабораторной базы;

строительство учебного корпуса технического факультета;

организация учебно-опытного хозяйства или опытной станции;

организация машино-технологической станции;

строительство корпуса библиотеки;

восстановление деятельности санатория- профилактория;

ввод в эксплуатацию спортивного комплекса.

 

2.6. Культурно-воспитательная работа

В условиях существенных социально-экономических преобразований возрастают требования к выпускникам вузов. Гуманитаризация образования открывает путь для подготовки в вузах естественнонаучного и технического профиля духовно и нравственно развитых специалистов, владеющих родным языком, знающих иностранные языки и литературу, умеющих ориентироваться в вопросах истории, философии, религии, науки и культуры. Программа предусматривает формирование поликультурной, духовно и физически развитой, высокоинтеллектуальной личности на основе казахстанского .патриотизма, глубокого уважения к государственным символам.

Основные задачи воспитательной работы должны быть сконцентрированы на:

преодоление моноцентрического мировоззрения в содержании высшего образования, веками относившего все достижения человеческой культуры к европейской цивилизации;

воспитание у студентов чувства гражданственности, казахстанского патриотизма, толерантности, уважения к правам и свободам человека;

создание условий для изучения студентами культуры, обычаев и традиций народов многонационального Казахстана; воспитание студентов в духе дружбы между народами;

формирование чувства любви и уважения к государственному языку и символам Республики Казахстан;            ;

дальнейшее развитие студенческого самоуправления в ориентации на социальную зрелость и активную гражданскую позицию;

обеспечение действенной, целесообразной, результативной занятости студентов в социальной, научной и культурной жизни университета, города, Республики;

расширение политического кругозора, разъяснение государственной политики, укрепление политического сознания;

развитие творческих, духовных и физических возможностей студентов, формирование у них прочных основ нравственности и здорового образа жизни;

вовлечение студенческого актива в мероприятия по профилактике правонарушений, пресечению распространения наркомании, соблюдению внутреннего распорядка.

 

2.7.Социальная защита сотрудников и потребителей

Университет дорожит своим профессорско-преподавательским составом и потребителями и в случае необходимости предусматривает оказание им материальной помощи, которая выражается в:

выдаче беспроцентных ссуд для приобретения жилья;

предоставлении санаторно-курортных путевок;

возмещении стоимости лечения;

оказании адресной материальной помощи сотрудникам и потребителям;

организации студенческих строительных, ремонтных, озеленительных и механизированных отрядов в каникулярный период.

предоставлении    рабочих   мест    студентам    из    многодетных малообеспеченных семей.

 

2.8. Совершенствование системы управления университетом

Во всех промышленно развитых странах мира существует так называемая «индустрия менеджмента качества». В результате изучения зарубежного опыта в этой области становится очевидным, что для создания и развития такой индустрии в Казахстане необходимы согласованные действия организаций, способных обеспечивать развитие методологии и конкретных технологий менеджмента качества в промышленности и других отраслях экономики.

Для того чтобы достичь успехов в конкурентной борьбе, все большее число вузов за рубежом делает ставку на разработку и внедрение современной системы менеджмента качества (СМК) вуза и ее сертификацию на соответствие требованиям МС ИСО 9001:2000. В то же время при разработке вузами СМК возникают определенные трудности. Это обусловлено тем, что до сих пор работники многих вузов не могут увязать требования стандартов и их адаптацию к деятельности вуза. Специалисты по СМК, работающие в консалтинговых фирмах, как правило, недостаточно глубоко знакомы со спецификой и насущными проблемами образовательного процесса.

В целях внедрения СМК в деятельность университета необходимо вести поэтапную работу, предусматривающую:

создание координационного совета по разработке и внедрению СМК;

обучение высшего руководства в области менеджмента качества;

разработку политики и стратегических целей в области качества;

создание службы качества;

разработку Программы реализации Проекта по внедрению СМК на образовательную деятельность в соответствии с требованиями СТ РК ИСО 9001:2001;

обучение руководителей и работников структурных подразделений;

документирование СМК;

аудиты и мониторинг СМК;

подготовку системы качества к сертификации;

сертификацию СМК.

 

  1. Ожидаемые результаты реализации Программы

 

В результате реализации Программы Казахский государственный агротехнический университет им. С. Сейфуллина должен обеспечить:

формирование компетентного профессорско-преподавательского состава, прилагающего усилия к тому, чтобы университет получил заслуженное признание и занял ведущее положение на мировом рынке образовательных услуг;

получение потребителями полноценного качественного, конкурентоспособного образования, ориентированного на результат; опережающее удовлетворение запросов потребителей образовательных услуг;

реализацию на практике инновационных образовательных программ, в том числе новых информационных технологий; гарантии приобретения потребителями знаний, умений, культуры и комплексной подготовки к самореализации в обществе;

осуществление перехода на трехступенчатую модель подготовки специалистов: бакалавриат-магистратура-докторантура, основанную на кредитной системе обучения;

системную интеграцию образования, науки и производства, включая интеграцию в университете процессов менеджмента научных исследований с образовательным процессом;

укрепление материально-технической базы учебного и научного процесса;

развитие эффективного интеграционного процесса в сфере образования и науки с зарубежными странами;

создание системы трудоустройства молодых специалистов, их переподготовки, формирования готовности к профессиональному самоопределению;

формирование собственного имиджа университета как вуза, предлагающего образовательные услуги на уровне, продиктованном мировым рынком;

внедрение системы менеджмента качества.