Утверждена приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 23 февраля 2009 года № 108
П Р О Г Р А М М А РАЗВИТИЯ АО «КАЗАХСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени САКЕНА СЕЙФУЛЛИНА» НА 2009-2011 ГОДЫ
АСТАНА, 2009 год
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
- Паспорт Программы………………………………………………… 3
- Введение…………………………………………………………….. 6
- Современное состояние Казахского агротехнического университета имени Сакена Сейфуллина………………….. 7
- Цели и задачи Программы……………………………………… 11
- Пути реализации Программы……………………………………… 12
5.1. Формирование контингента студентов……………………… 12
5.2. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава …………………………………………………………………… 13
5.3. Повышение качества подготовки специалистов……………… 14
5.4. Развитие научных исследований……………………………… 16
5.5. Укрепление материально-технической базы…………………. 17
5.6. Культурно-воспитательная работа……………………………….. 18
5.7. Социальная защита сотрудников и потребителей……………. 20
5.8. Совершенствование системы управления университетом……20
- Необходимые ресурсы и источники финансирования………………21
- Ожидаемые результаты от реализации Программы…………………21
- Паспорт Программы
Наименование
Программы
Основание для разработки Программы
Разработчик
Цель
Задачи
Необходимые ресурсы и источники финансирования
Ожидаемые результаты
Сроки реализации Программы |
Программа развития АО «Казахский агротехнический университет имени Сакена Сейфуллина»
Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, протокол встречи Министра сельского хозяйства Республики Казахстан с профессорско-преподавательским составом АО «Казахский агротехнический университет имени Сакена Сейфуллина» от 15 ноября 2008 года.
Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, АО «Казахский агротехнический университет имени Сакена Сейфуллина».
Стать элитарным университетом среди сельскохозяйственных вузов Республики Казахстан и признанным научным центром по проведению приоритетных научных исследований в области сельского хозяйства.
— обеспечение повышения качества подготовки и переподготовки специалистов; — получение международной аккредитации; — формирование у общества мнения о престижности и элитарности образования, получаемого в стенах университета; — внедрение в учебный процесс инновационных технологий обучения; — развитие кредитной системы обучения, дистанционного образования; — обеспечение полноценной практической подготовки студентов; — создание системы целевой подготовки специалистов и трудоустройства выпускников; -ориентирование научных исследований на потребности экономики страны и развитие партнерства с зарубежными научными организациями; — совершенствование системы менеджмента качества; — создание условий для повышения учебно-методической и научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава — создание механизмов стимулирования преподавателей для качественного предоставления образовательных услуг; — модернизация учебного и научного оборудования, постоянное обновление и расширение материально-технической базы университета; — строительство современных учебных корпусов, общежитий и жилых домов для сотрудников; — обеспечение социальной защиты сотрудников и студентов; — усиление культурно-воспитательной работы.
Объемы финансирования Программы в 2009-2011 годы составляет 1542,08 млн.тенге.
В результате реализации Программы развития АО «Казахский агротехнический университет имени Сакена Сейфуллина» ожидается получение следующих результатов: — формирование имиджа элитарного университета; — осуществление подготовки специалистов по трехступенчатой модели: бакалавриат-магистратура-докторантура, основанной на кредитной системе обучения; — практическое достижение международных стандартов в сфере образования – прохождение международной аккредитации по двум специальностям; — радикальное повышение качества образования и усиление конкурентоспособности университета – улучшение генерального рейтинга вуза по республике; — получение потребителями полноценного качественного, конкурентоспособного образования, ориентированного на результат; — реализация на практике двух инновационных образовательных программ, в том числе с использованием современных информационных технологий; — создание системы трудоустройства молодых специалистов и их переподготовки; трудоустройство не менее 70% выпускников ежегодно; — целевая подготовка специалистов на договорной основе заинтересованных организаций и предприятий не менее 50 человек в год; — улучшение качественного состава преподавателей – довести остепенность до 45%; — системная интеграция образования, науки и производства, включая интеграцию в университете процессов менеджмента научных исследований с образовательным процессом; — развитие эффективного интеграционного процесса в сфере образования и науки с зарубежными странами и переход к 2-х дипломному образованию; — обеспечение высокого уровня системы менеджмента качества –прохождение очередной ресертификации; — довести средства Университета выделяемые на укрепление материально-технической базы учебного и научного процесса, практической подготовки студентов до 150 млн.тенге в год (в среднем за три года).
2009-2011 годы |
- Введение
«Страна, не умеющая развивать знания, в XXI веке
обречена на провал. Мы должны сформировать
кадровый задел для высокотехнологичных и
наукоемких производств будущего. Без современной
системы образования и современных менеджеров,
мыслящих широко, масштабно, по-новому, мы
не сможем создать инновационную экономику».
Н.Назарбаев
Казахстан признан мировым сообществом как страна с рыночной экономикой. За короткий исторический период обретения независимости наша страна сделала прорыв в экономике, интегрируется в мировую цивилизацию, использует новые прогрессивные технологии.
Правительство Республики Казахстан ведет активную работу по вступлению вузов в Болонский процесс, Великую хартию университетов, которые обеспечивают внедрение и распространение трехступенчатой системы образования (бакалавр – магистр – доктор философии). Отечественные вузы имеют возможность получить международное признание и пройти международную аккредитацию, это касается и вузов аграрного направления.
В республике специалистов аграрного профиля готовят три базовых университета, шесть имеют специализированные факультеты и более двадцати непрофильных вузов, открывшие сельскохозяйственные специальности.
На фоне увеличения потребности аграрного сектора в специалистах относительная доля государственного заказа на сельскохозяйственные специальности остается на довольно низком уровне. Так, в 2008 году выделено всего 2030 мест или 6,2% от общего количества образовательных грантов, что недостаточно для удовлетворения потребности развивающегося сельского хозяйства нашей аграрной республики. Уменьшается число выпускников сельских школ, обучающихся по аграрным специальностям на платной договорной основе за счет собственных средств.
В результате реструктуризации аграрного сектора и реорганизации государственных предприятий АПК в частные рыночные субъекты намного усложнились условия организации производственного обучения и практической подготовки обучающихся. Сложным остается повышение квалификации преподавателей вузов, в том числе сельскохозяйственных, а также переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководителей АПК, что сдерживает внедрение в сельское хозяйство новых технологий и методов управления.
Сохраняется сложившийся разрыв между образованием и наукой, тенденция размещения, научных проектов и программ, преимущественно в научно-исследовательских организациях, что сдерживает рост квалификации преподавателей и негативно сказывается на качестве учебного процесса.
Из-за слабой социальной защищенности преподавателей продолжается отток перспективных молодых специалистов из сферы образования и наблюдается старение профессорско-преподавательского состава вузов.
Подъем экономики республики, достигнутые успехи в сфере реформирования высшего образования открывают новые перспективы в плане развития аграрного образования, его интеграции с наукой и сельскохозяйственным производством. История развитых зарубежных стран наглядно показывает, что в целях подъема экономики и промышленности, развитие образования и науки ставилось в ряд приоритетных.
В настоящее время широко обсуждаются вопросы создания элитных университетов, в частности организации классических университетов. Тем не менее, в каждой отрасли должен быть хотя бы один ведущий университет, имеющий особый статус, который служил бы ориентиром для остальных профильных вузов. Элитный сектор образования необходим для того, чтобы достичь высокой степени конкурентоспособности экономики страны.
Такой элитный аграрный вуз может быть создан на базе АО «Казахский агротехнический университет имени Сакена Сейфуллина» (далее – КазАТУ им. С. Сейфуллина) – первого высшего учебного заведения новой столицы, имеющего более полувековую историю, находящегося в ведении Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан (далее — МСХ РК) для дальнейшего ускорения процесса интеграции образования, науки и производства. Создание лидера аграрного образования – не частное дело университета, а задача особой важности, которую можно решить только при ведущей роли государства.
Настоящая Программа разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании», Законом Республики Казахстан «О науке», Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы и протоколом встречи Министра сельского хозяйства Республики Казахстан с профессорско-преподавательским составом АО «Казахский агротехнический университет имени Сакена Сейфуллина» от 15 ноября 2008 года. Ее приоритеты определены исходя из целей и задач «Концепции устойчивого развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2009-2011 годы».
- Современное состояние АО «Казахский агротехнический
университет имени Сакена Сейфуллина»
АО «Казахский агротехнический университет имени Сакена Сейфуллина» имеет более чем полувековую историю. Основа его была заложена в 1957 году, когда в центре обширного целинного региона в городе Акмолинск был организован сельскохозяйственный институт (постановление Совета Министров СССР №1176 от 3.10.1957г). Решение об открытии вуза было связано с широким освоением целинных земель в Казахстане и открытием новых совхозов и колхозов. Первый прием был организован в 1958 году по специальностям «Агрономия», «Механизация сельского хозяйства» и «Землеустройство».
Институт постепенно расширялся, становился крупным центром высшего сельскохозяйственного образования и науки. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 мая 1996 года № 573 институт был реорганизован в Акмолинский аграрный университет и ему было присвоено имя выдающейся личности казахского народа – Сакена Сейфуллина.
На основании постановления Правительства Республики Казахстан в 2001 году от 15 июня № 821 университет изменил свою форму собственности и реорганизован в Закрытое акционерное общество «Казахский аграрный университет имени С. Сейфуллина».
На основании постановления Правительство Республики Казахстан от 3 августа 2004 года № 829 ЗАО «Казахский аграрный университет им. С.Сейфуллина» было ликвидировано и на его базе создано Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Казахский государственный агротехнический университет имени С. Сейфуллина».
Постановлением Правительства Республики Казахстан № 300 от 4 апреля 2005 года «Отдельные вопросы Министерства образования и науки Республики Казахстан» университет передан в ведение Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан.
На основании постановления Правительства Республики Казахстан от 22 мая 2007 года № 409 «О реорганизации отдельных организаций Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан» республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Казахский государственный агротехнический университет имени Сакена Сейфуллина» Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан» реорганизовано путем преобразования в акционерное общество «Казахский агротехнический университет имени Сакена Сейфуллина» со стопроцентным участием государства в его уставном капитале.
Университет реализует многоуровневую модель образования, сочетая в учебном процессе традиционную академическую фундаментальность и динамичность по внедрению новых образовательных технологий и учебных дисциплин с учетом реальных потребностей рынка труда.
С 1 сентября 2003 года во исполнение Болонского соглашения университет начал внедрять в учебный процесс трехступенчатую систему подготовки кадров (бакалавр – магистр – доктор философии) с использованием кредитной технологии обучения.
На 43 кафедрах университета работает более 580 преподавателей, в том числе 32 доктора и 198 кандидатов наук.
За 50 лет своей деятельности университет выпустил более 48 тысяч специалистов для сельского хозяйства и других отраслей экономики. Среди них работники аппарата Президента и канцелярии Премьер-Министра, депутаты Парламента, послы, акимы областей, городов и районов, видные ученые, руководители крупных предприятий и агроформирований, бизнесмены и известные специалисты.
В настоящее время, университет ведет подготовку кадров по 36 специальностям бакалавриата на 10 факультетах: Архитектурном (Архитектура; Дизайн), Агрономическом (Агрономия; Лесохозяйственное дело; Почвоведение и агрохимия; Экология), Ветеринарной медицины (Ветеринарная медицина; Ветеринарная санитария; Биотехнология), Землеустроительном (Землеустройство, Кадастр, Оценка), Технологическом (Зоотехния; Охотоведение и звероводство; Рыбное хозяйство, Технология продовольственных продуктов), Техническом (Агроинженерия; Транспорт, транспортная техника и технологии; Технологические машины и оборудование; Технология перерабатывающих производств; Стандартизация, метрология и сертификация; Организация перевозок, движение и эксплуатация транспорта), Компьютерных систем и профессионального образования (Профессиональное обучение; Информационные системы; Вычислительная техника и программное обеспечение), Энергетическом (Теплоэнергетика; Электроэнергетика; Радиотехника, электроника и телекоммуникации), Экономическом (Экономика; Менеджмент; Учет и аудит; Финансы; Маркетинг; Бытовые услуги и сервис). Контингент студентов составляет 9370 студентов, в том числе 6153 обучаются по очной форме (по состоянию на 1 октября 2008 года). В университете имеется военная кафедра, которая готовит офицеров запаса мотострелковых и автомобильных войск.
Подготовка магистров осуществляется по 20 специальностям (Агрономия; Ветеринарная санитария; Ветеринарная медицина; Зоотехния; Агроинженерия; Землеустройство; Электроэнергетика; Экономика, Архитектура, Почвоведение и агрохимия, Маркетинг, Финансы, Биотехнология, Охотоведение и звероводство, Профессиональное обучение, Лесохозяйственное дело, Информационные системы, Стандартизация, метрология и сертификация, Рыбное хозяйство), в том числе по международной магистерской программе «Аграрный менеджмент».
В университете большое внимание уделяется обеспечению органической интеграции обучения и науки. Университет является одним из ведущих центров сельскохозяйственной науки нашей Республики.
В университете функционирует аспирантура по 10 специальностям (Растениеводство; Агрохимия; Микробиология; Технологии и средства механизации сельского хозяйства; Электротехнология и электрооборудование в сельском хозяйстве; Разведение, селекция, генетика и воспроизводство сельскохозяйственных животных; Частная зоотехния, технология производства продуктов животноводства; Экономика и управление народным хозяйством; Финансы, денежное обращение и кредит; Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией и иммунология).
Работают четыре диссертационных Совета, по защите докторских (кандидатских) диссертаций (ОД 18.08.03 по специальностям: 16.00.03 — Ветеринарная микробиология, вирусология, эпизоотология, микология с микотоксикологией и иммунология, 16.00.07 — Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных; ОД 18.08.02. по специальностям: 06.02.01 – Разведение, селекция, генетика и воспроизводство сельскохозяйственных животных, 06.02.04. – Частная зоотехния, технология производства продуктов животноводства, 06.01.09. – Растениеводство; ОД 18.08.01 по специальности: 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (сельское хозяйство); ОД 14.50.09 по специальностям: 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика, 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования).
Учеными университета предложены к внедрению ряд научных разработок, некоторые из них уже нашли применение в сельскохозяйственном производстве. Так, создан сорт яровой пшеницы «Байтерек»; разработана система управления плодородием почв и продуктивностью зерновых и крупяных культур в Северном Казахстане; внедрена сортовая агротехника возделывания яровой мягкой пшеницы, озимой ржи и тритикале для темно-каштановых почв Северного Казахстана; выявлены устойчивые сорта к альтернариозу, фузариозу и гельминтоспариозу мягкой и твердой пшеницы, ячменя, овса; выведены зональный тип черно-пестрого скота с удоем 4,0-4,5 тыс. кг. с жирностью 3,6% и новый северо-казахский тип мясо-сально-шерстных овец со светлой шерстью, разработаны ГОСТы на переработку продуктов овцеводства, внедрены в ветеринарную практику бруцеллезные и туберкулезные диагностикумы на основе иммуноферментного анализа, а также даны рекомендации по оценке качества рыбы при контаминации солями в тяжелых металлах; изготовлены опытные образцы орудий для основной обработки почвы с одновременным внесением минеральных удобрений; сеялки с групповым высевающим аппаратом и сошником-рассеивателем и устройства для защиты трансформаторных подстанций, электрических сетей объектов АПК от аварийных режимов; выпущена опытная партия капустоуборочной машины НКМ-1 с новым срезающим аппаратом и столом доработки продукции до товарного вида; проведен мониторинг социально-экономического развития потенциала сельских территорий и определены пути решения социально-экономических проблем развития села в Северном Казахстане и другие.
Материально-техническая база университета, включает 10 учебных корпусов и 7 общежитий общей площадью около 83 тыс. м2. В учебном процессе используются 1100 компьютеров, что позволяет вести занятия на современном уровне с применением инновационных технологий обучения. В структуру университета входят научно-инновационный центр по современным проблемам биотехнологии, научно-методический центр экономических проблем аграрного развития, учебно-производственное и охотничье-рыболовное хозяйство «Дударай», учебно-оздоровительный комплекс (г. Щучинск), ветеринарная клиника, институт повышения квалификации, центр компьютерных технологий, библиотека с общим книжным фондом 900 тыс. экземпляров, редакционно-издательский отдел и типография, где издаются монографии, учебники, учебные пособия и многотиражная газета «Маман». Выпускается университетский журнал «Вестник науки Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина», который вошел в перечень журналов, рекомендованных Комитетом по аттестации и надзору в сфере образования и науки РК для публикации научных результатов диссертационных работ.
Вместе с тем имеется ряд факторов, сдерживающих дальнейшее развитие образовательной деятельности университета, это:
- отсутствие учебно-опытного хозяйства;
- несоответствие материально-технической базы, учебно-лабораторного и научного оборудования современным требованиям;
- недостаточная обеспеченность новых специальностей учебно-методической литературой и преподавателями с учеными степенями и званиями;
- недостаточное внедрение в учебный процесс и при выполнении научно-исследовательских работ современных информационных и телекоммуникационных технологий;
- ограниченная практическая подготовка студентов на предприятиях;
- недостаточная научная связь с зарубежными партнерами;
- ограниченный доступ к сети Интернет отдельных учебных корпусов и факультетов;
- слабое привлечение инновационных средств для внедрения завершенных научных разработок в производство;
- отсутствие целенаправленной работы по определению потребности экономики региона в специалистах и трудоустройству выпускников.
- Цель и задачи Программы
Главная цель Программы — стать элитарным университетом среди сельскохозяйственных вузов Республики Казахстан и признанным научным центром по проведению приоритетных научных исследований в области сельского хозяйства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие з а д а ч и :
— обеспечение повышения качества подготовки и переподготовки специалистов;
— получение международной аккредитации;
— формирование у общества мнения о престижности и элитарности образования, получаемого в стенах университета;
— внедрение в учебный процесс инновационных технологий обучения;
— развитие кредитной системы обучения, дистанционного образования;
— обеспечение полноценной практической подготовки студентов;
— создание системы целевой подготовки специалистов и трудоустройства выпускников;
-ориентирование научных исследований на потребности экономики страны и развитие партнерства с зарубежными научными организациями;
— совершенствование системы менеджмента качества;
— создание условий для повышения учебно-методической
и научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава
— создание механизмов стимулирования преподавателей для качественного предоставления образовательных услуг;
— модернизация учебного и научного оборудования, постоянное обновление и расширение материально-технической базы университета;
— строительство современных учебных корпусов, общежитий и жилых домов для сотрудников;
— обеспечение социальной защиты сотрудников и студентов;
— усиление культурно-воспитательной работы.
- Пути реализации Программы
- Формирование контингента студентов
В 2006 году был принят новый классификатор специальностей, одним из позитивных аспектов которого явилось укрупнение специальностей, что положило конец нерациональному их дроблению. Поступая на обучение абитуриент при выборе вуза, в первую очередь, в силу объективных экономических причин, учитывает не авторитет и имидж его в сфере образования, а близость организации к его местожительству. В этой связи большое внимание следует уделить вопросам привлечения выпускников средних школ и колледжей к специальностям университета. За последние три года в среднем 20% абитуриентов, выигравших государственные образовательные гранты по аграрным специальностям выбрали столичный агротехнический университет.
Профориентационная работа должна быть направлена на пополнение студенческих рядов эрудированными, творчески мыслящими юношами и девушками. В качестве приоритетов для усиления профессиональной ориентации выпускников школ (колледжей) и активизации работы по формированию контингента студентов необходимо:
— дальнейшее совершенствование классификатора специальностей;
- постоянный мониторинг потребностей АПК в специалистах с высшим сельскохозяйственным и техническим образованием;
- широкое освещение деятельности университета в средствах массовой информации, популяризация достижений коллектива в учебно-методической, научно-исследовательской и культурно-воспитательной работе;
- развитие системы непрерывного образования по сокращенным программам в рамках родственных специальностей;
- организация факультативных курсов при кафедрах университета для выпускных классов школ по профильным предметам университета;
- ежегодное проведение олимпиады школьников по различным дисциплинам, в том числе по профильным предметам специальностей университета, с предоставлением грантов победителям для обучения в вузе;
- руководство научными проектами школьников и привлечение их к научным конференциям студентов и молодых ученых;
- организация бесплатных подготовительных курсов для лиц, изъявивших желание учиться в университете;
- разработка системы целевой подготовки специалистов для хозяйствующих субъектов на договорной основе и государственно-частного партнерства с акиматами областей и районов (университет – хозяйствующие субъекты – акиматы);
- повышение требования для поступающих на договорной основе, подняв нижнюю планку проходного балла до 50 для сельскохозяйственных и технических специальностей и до 65 баллов для экономических специальностей.
- Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава
Качество специалистов, в первую очередь, определяется уровнем квалификации и компетентности профессорско-преподавательского состава.
Существующая система переподготовки и повышения квалификации сотрудников университета носит в основном локальный (внутривузовский, внутригородской) характер и построена на личной инициативе преподавателей и, естественно, не способствует актуализации их знаний и опыта. Расходы на повышение квалификации покрываются в основном за счет собственных средств. Образовательные программы должны быть ориентированы на подготовку преподавателя, владеющего инновационными педагогическими технологиями, навыками поисковой, исследовательской и творческой деятельности, информационными и дистанционными технологиями обучения. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в ведущих университетах мира приобретает особую актуальность в связи с внедрением трехступенчатой модели подготовки кадров, основанной на кредитной технологии обучения.
В этой связи следует выделить следующие приоритеты:
- участие в реализации международных договоров и соглашений по обмену научно-педагогическими кадрами;
- ежегодное обучение молодых перспективных ученых в количестве 10-15 человек иностранным языкам с последующей стажировкой в ведущих университетах и научных центрах зарубежных стран;
- организация на базе университета курсов по подготовке докторов PhD с приглашением ученых из ведущих зарубежных вузов, имеющих международные аккредитованные программы;
- внедрение поэтапной программы подготовки (переподготовки) сотрудников при университетах (научных учреждениях) республики и зарубежных стран по инновационным технологиям обучения, а также по новым направлениям фундаментальных и прикладных исследований;
- выделение грантов для участия в работе международных конференций и семинаров преподавателям, имеющим весомые результаты в учебно-методической и научно-исследовательской работе;
- привлечение высококвалифицированных преподавателей из вузов РК, России и стран дальнего зарубежья для проведения учебных занятий в форме краткосрочных семинаров;
- организация прохождения курсов повышения квалификации на базе подведомственных организаций МСХ РК, не менее 40 преподавателей в год;
- обеспечение прохождения научной стажировки в ведущих вузах и НИИ стран ближнего и дальнего зарубежья, не менее 30 преподавателей в год;
- выделение грантов на повышение квалификации при вузах и НИИ стран СНГ;
- совершенствование внутривузовских форм повышения квалификации;
- разработка совместных учебных планов и программ подготовки магистрантов с зарубежными университетами;
- использование инновационных технологий в переподготовке руководящих кадров и специалистов агропромышленного комплекса.
5.3. Повышение качества подготовки специалистов
В современных условиях системе высшего образования необходимо придать новое качество. Представление ее как особой сферы, первоочередной задачей которой является опережающая подготовка высококвалифицированных специалистов, с присущей ей гибкостью и условиями адаптации. В целях интеграции в мировое образовательное пространство необходимо привести в соответствие с международными требованиями структуру высшего и послевузовского профессионального образования. Выпускники университета должны быть конкурентоспособными и востребованными современным производством, способными не только самостоятельно осваивать новейшие достижения науки и техники, но и уметь творчески мыслить.
С этой целью университет одним из первых в республике внедрил кредитную систему обучения, направленную на повышение уровня самообразования, творческого освоения знаний на основе индивидуализации и выборности образовательной траектории. В отличие от традиционной системы кредитная система стимулирует студентов к систематическому самостоятельному освоению знаний, предполагает развивающий стиль обучающей деятельности преподавателя и студента посредством использования информационных технологий и интерактивных методов обучения, высокую степень академической свободы вузов, равномерность получения знаний студентом, регулярную подготовку студентов и др. Вузом созданы офис-регистратор, академические службы и разработаны нормативные-правовые документы, образовательные программы с учетом выбора студентами элективных курсов, осуществляется методическое обеспечение учебного процесса, ведется обучение студентов и преподавателей методологии учебного процесса по кредитной системе.
Вместе с тем, часть имеющегося оборудования, компьютеров не отвечает современным требованиям. Из-за того, что не все учебные корпуса подключены к локальной сети, ограничен доступ студентов и преподавателей в Интернет, не в полной мере внедряются в учебный процесс электронные учебники и учебные пособия. Ограниченно используется в подготовке специалистов дистанционная технология обучения: в качестве эксперимента среди 16 вузов Казахстана дистанционная технология обучения ведется для 6 специальностей университета и нуждается в дальнейшем своем развитии.
В связи с отсутствием учебно-опытного хозяйства, для проведения учебных и производственных практик используется база различных предприятий и хозяйствующих субъектов региона. Однако это не является выходом из сложившейся ситуации и не снимает остроту практической подготовки студентов.
Несмотря на достаточную книгоообеспеченность университета, но ощущается нехватка учебной и учебно-методической литературы на государственном языке. Переход на кредитную технологию предусматривает увеличение времени на самоподготовку студентов, что требует достаточного количества посадочных мест в читальных залах. Имеющаяся площадь читальных залов не соответствует нормативным требованиям.
Типография университета из-за своей маломощности не в состоянии качественно издавать учебно-методическую литературу профессорско-преподавательского состава. Низкое качество полиграфических работ по изданию книг (мягкий переплет, склеенные, непрошитые листы) не позволяет перевести типографию в издательство. В библиотеке ощущается острая нехватка учебников по современным системам телекоммуникаций и современным компьютерным технологиям. Объем ежегодных поступлений новых учебников, научной и другой литературы составляет всего 1,1 — 2,4 %, хотя по нормам ежегодное обновление должно составлять не менее 5% от общего книжного фонда.
Задачами университета в части повышения качества подготовки специалистов являются:
- совершенствование каталогов элективных дисциплин всех специальностей;
- обеспечение студентов учебниками и учебными пособиями по всем обязательным и элективным дисциплинам в соответствии с учебными планами специальностей, разработка электронных вариантов учебно-методических комплексов;
- создание авторских коллективов по написанию современных учебников;
- расширение сети читальных залов и интернет-классов библиотеки электронных дидактических материалов для самостоятельной работы студентов;
- создание собственного образовательного портала и расширение локальной сети для развития и внедрения новых технологий обучения;
- обеспечение качественного и высокоскоростного доступа к внешним информационным ресурсам;
- с целью широкого использования современных информационных технологий в учебном процессе, развитие системы дистанционного обучения, обеспечение соответствующей материально-технической базы факультетов;
- внедрение инновационных (компьютерных, интерактивных и др.) технологий обучения, а также профессионально-ориентированных обучающих и контролирующих программ;
- расширение дистанционной технологий обучения по инженерным и другим специальностям;
- привлечение ведущих специалистов МСХ РК и из производства для чтения лекции по новым технологиям и использования новой техники;
- внедрение третьей ступени подготовки докторов PhD по трехступенчатой модели подготовки кадров (бакалавриат, магистратура и докторантура), основанной на аккумулирующей кредитной системе обучения;
- укрепление прав студентов на получение качественного образования, разработка и внедрение механизмов, определяющих ответственность профессорско-преподавательского состава за предоставление качественных образовательных услуг;
- проведение мониторинга потребностей АПК в специалистах и выработка системы распределения выпускников, обучавшихся на основе государственных образовательных грантов;
- развитие социального партнерства, привлечение работодателей для организации профессиональной практики, стажировок студентов, трудоустройства выпускников;
- создание стройной системы повышения квалификаций профессорско-преподавательского состава университета, используя, в том числе международную стипендию «Болашак» и стипендию «Лучший преподаватель вуза» и обеспечение ежегодного повышения квалификации до 20% штатного состава;
- совершенствование, поиск новых форм и методов повышения квалификации специалистов АПК Министерства сельского хозяйства РК и сельских товаропроизводителей;
- совершенствование и поиск новых форм интенсификации по изучению государственного и иностранных языков;
- использование международных образовательных грантов для направления студентов на обучение в ведущие университеты мира;
- дальнейшее развитие организации студенческой науки;
- организация учебно-опытного хозяйства;
- укрепление материально-технической базы типографии и перевод его в издательство.
- Развитие научных исследований
Общепризнано, что наука является движущей силой экономики, важнейшим ресурсом духовного развития любой страны. Она рассматривается как одна из производительных сил, как национальное достояние, определяющее будущее страны. Именно университеты, имеющие глубокие исторические корни, развитую систему подготовки кадров на основе неразрывного единства учебного и научного процессов, обладающие необходимой инфраструктурой, высококвалифицированными управленческими, научными кадрами должны стать центральным звеном в процессах интеграции образования и науки.
С передачей университета в ведение МСХ РК появилась реальная возможность эффективного использования научного потенциала и материально-технической базы подведомственных организаций для настоящей интеграции образования, науки и производства.
Задачами университета в сфере развития научных исследований должны выступать:
- обеспечение специальностей университета преподавателями с учеными степенями на уровне не менее 45%;
- выработка эффективного механизма интеграции университета с научно-исследовательскими организациями МСХ РК региона в сфере подготовки научно-педагогических кадров (магистратура и докторантура) и выполнения НИР;
- участие в формировании и реализации республиканских целевых, прикладных и инновационных научно-технических программ по проблемам агропромышленного комплекса, а также фундаментальных исследований в области современной биотехнологии;
- организация в университете научных институтов центров и лабораторий по разработке и реализации инновационной продукции;
- привлечение инвестиций для организации и развития наукоемких производств;
- внедрение завершенных научных разработок в производство на основе взаимовыгодных договоров с хозяйствующими субъектами;
- обеспечение интеграции университетской науки в мировое научно-техническое пространство путем выполнения работ по грантам международных фондов;
- создание центра по подготовке докторов философии в партнерстве с ведущими зарубежными вузами, имеющими международные аккредитованные докторские программы, и обеспечение на этой основе сохранения и развития интеллектуального потенциала университета.
- Укрепление материально-технической базы
Реформирование образования и науки пришлось на исключительно сложный период перехода к рыночной экономике. Для высших учебных заведений, в том числе для университета, последствия перехода к рынку носили в силу объективных обстоятельств наиболее деструктивный характер.
Улучшение экономического состояния страны находит свое отражение и в финансовом положении университета. Растет количество студентов, обучающихся на договорной основе, имеет тенденцию к увеличению финансирование из госбюджета, развивается собственная хозяйственная деятельность. За 2006-2008 годы за счет внебюджетных средств построены и введены в эксплуатацию спортивный комплекс и научно-исследовательский институт по биотехнологии в городе Астане, два учебных корпуса в городе Щучинске и проведен капитальный ремонт общежитий и учебных корпусов университета, существенно улучшилась обеспеченность студентов и сотрудников персональными компьютерами и учебной литературой. Однако большая часть оборудования, приборов и материалов, используемые в учебном и научном процессе, материально и морально устарели. Ощущается недостаток специализированных лабораторий.
Остро стоит проблема предоставления жилья в общежитии сотрудникам университета, особенно молодым специалистам и выпускникам. Обеспеченность студентов комнатами в общежитиях составляет всего 60%.
В этой связи в качестве приоритетов определяются:
- увеличение основных средств университета за счет обновления материально-технической и учебно-лабораторной базы;
- завершение строительства учебного корпуса технического факультета;
- строительство жилого дома для ППС и общежития для студентов и магистрантов;
- обновление парка автотранспортных средств;
- укрепление материально-технической базы учебно-производственного охотрыбохозяйства «Дударай» и реконструкция учебного корпуса в городе Щучинск;
- восстановление 60 квартирного жилого дома в поселке Шортанды;
- привлечение бизнес структур с целью представления ими экземпляров новейшей техники для обучения студентов;
- строительство корпуса библиотеки;
- восстановление деятельности санатория-профилактория.
5.6. Культурно-воспитательная работа
В условиях модернизации экономической, политической и социальной жизни Республики Казахстан, с одной стороны, реализации идей личностно-ориентированного образования, его гуманизации и гуманитаризации, с другой стороны, возрастают требования к выпускникам вузов. По-прежнему актуальным остается вопрос о личностных характеристиках выпускников высшей школы.
В университете ведется разнообразная по формам и направлениям воспитательная работа. С декабря 2004 года учебные занятия начинаются с коллективного слушания и исполнения Государственного Гимна РК.
В университете создан комитет по делам молодежи, являющийся координатором общественной жизни студентов. Работает факультет общественных профессий, на отделениях которого обучается более 600 студентов. Гордостью университета является команда КВН «Аграрка сарбаздары», которая является призером Республиканских фестивалей «Студенческая весна», неоднократным победителем городских музыкальных фестивалей КВН на Кубок акима столицы. Большой популярностью пользуется танцевальный ансамбль «Рауан» — лауреат международных конкурсов «Шабыт», лауреат фестиваля дружбы народов в Алматы, дипломант международного фестиваля «Азия дауысы».
В университете функционирует спортивный клуб, при котором работают секции по 15 видам спорта: қазақша-күрес, гиревой спорт, армрестлинг, баскетбол, футбол, волейбол, настольный теннис и др. Более 2500 студентов ежегодно участвуют в различных спортивных мероприятиях. Сборная команда университета – победитель Спартакиад среди вузов города Астана. Баскетбольная команда с 2005 года является чемпионом универсиады и Республики Казахстан.
Настоящая программа предусматривает формирование социально активной, граждански и политически зрелой, поликультурной, духовно и физически развитой, высокоинтеллектуальной личности, успешно самореализующейся в современных условиях. Исходя из требований государственной образовательной политики, социального заказа на конкурентоспособную личность, достижений педагогической науки, основными задачами воспитательной работы являются, в том числе предложенные Администрацией Президента Республики Казахстан:
- укрепление межнационального согласия среди молодежи;
- формирование иммунитета к деструктивной идеологии нетрадиционных религиозных течений;
- повышение общественно-политической грамотности; расширение общественно-политического кругозора, разъяснение внешней и внутренней политики Республики Казахстан, укрепление политического сознания; вовлечение студенческой молодежи в движение по профилактике правонарушений, по пресечению распространения наркомании, отказа от вредных привычек;
- профилактика правонарушений и преступности в молодежной среде;
- преодоление в содержании высшего образования моноцентристского мировоззрения, относящего достижения культуры к европейской цивилизации;
— воспитание чувства гражданственности, казахстанского патриотизма, толерантности, уважения к правам и свободам личности;
— создание условий для поликультурного и полилингвального развития студентов, для равного функционирования в образовательной среде государственного и официального языков, для поддержки традиций, обычаев, языков народов Казахстана;
— формирование чувства любви и уважения к государственным символам Республики Казахстан;
— дальнейшее развитие студенческого самоуправления в ориентации на социальную и политическую зрелость, активную гражданскую позицию, проявление лидерских и харизматических способностей;
— обеспечение действенной, целесообразной и результативной занятости студенческой молодежи в социальной, научной, культурной, трудовой, спортивной жизни университета, города, республики;
— развитие интеллектуальных, творческих, духовных и физических возможностей студентов, формирование у них прочных основ нравственности и здорового образа жизни;
— поддержка имиджа университета как представителя столичного образования, образа успешного молодого казахстанца, способного к самореализации в важнейшем для республики агропромышленном комплексе;
— развитие собственных традиций, корпоративного духа, университетского патриотизма, способствующие созданию особой социальной среды, благоприятный для воспитания будущих специалистов.
- Социальная защита сотрудников и потребителей
Университет дорожит своим профессорско-преподавательским составом, потребителями и в случае необходимости предусматривает оказание им материальной помощи, предусмотренной коллективным договором, который должен постоянно изменяться в сторону улучшения социальной защиты работников.
Университет обеспечивает усиление сбалансированной защиты прав и интересов работников, оказывает влияния на стабилизацию морально-психологического климата в трудовом коллективе, повышает ответственность за выполнение трудовых обязательств, проявляет заботу и внимания о сотрудниках, их социально-экономической защиты, обеспечивает здоровых и безопасных условий труда, культурно-бытовые обслуживания.
- Совершенствование системы менеджмента качества
Во всех промышленно развитых странах мира существует так называемая «индустрия менеджмента качества». В результате изучения зарубежного опыта в этой области становится очевидным, что для создания и развития такой индустрии в Казахстане необходимы согласованные действия организаций, способных обеспечивать развитие методологии и конкретных технологий менеджмента качества в промышленности и других отраслях экономики.
Для того чтобы достичь успехов в конкурентной борьбе, все большее число вузов за рубежом делает ставку на разработку и внедрение современной системы менеджмента качества (СМК), соответствующей требованиям МС ИСО 9001:2000. Университет в январе 2008 года успешно прошел процедуру ресертификации системы менеджмента качества в Представительстве ассоциации по сертификации «Русский Регистр» в Республике Казахстан.
В соответствии с международными стандартами серии ИСО 9001:2000 разработана организационная структура университета, матрица ответственности, положения о подразделениях университета, должностные инструкции сотрудников в соответствии со штатным расписанием, документационные процедуры, стандарты организации и методические инструкции. Вся документация системы менеджмента качества утверждена Председателем Правления университета, введена в действие и направлена на унификацию, как деятельности подразделений университета, так и всей документации.
В целом по разработанным документам системы менеджмента качества обеспечивается управление, контроль, анализ и совершенствование образовательной услуги, предоставляемой университетом. Прозрачность процессов нацелена на осведомленность персонала и определение ответственности и полномочий.
Однако в целях совершенствования системы менеджмента качества университета необходимо:
- обеспечение перехода документации СМК на государственный язык ;
- включение в область СМК подготовку магистров;
- проведение анализа взаимодействий подразделений путем социологических опросов;
- мониторинг удовлетворенности потребителей (выпускников, абитуриентов и их родителей).
- Необходимые ресурсы и источники финансирования
Для создания условий реализации специальной Программы развития АО «Казахский агротехнический университет имени Сакена Сейфуллина» необходимо финансирование за счет средств Государственного бюджета и собственных средств. Общая сумма расходов составит 5653,8 млн. тенге (таблица).
Таблица
Расходы, необходимые для реализации Программы
2009г. | 2010г. | 2011г. | Итого | |
Республиканский бюджет, млн.тенге | 80,7 | — | — | 80,7 |
Собственные средства, млн.тенге | 573,54 | 352,65 | 535,19 | 1461,38 |
ИТОГО | 654,24 | 352,65 | 535,19 | 1542,08 |
- Ожидаемые результаты от реализации Программы
В результате реализации Программы развития Казахского агротехнического университета имени Сакена Сейфуллина должен обеспечить:
— формирование имиджа элитарного университета;
— осуществление подготовки специалистов по трехступенчатой модели: бакалавриат-магистратура-докторантура, основанной на кредитной системе обучения;
- практическое достижение международных стандартов в сфере образования – прохождение международной аккредитации по двум специальностям;
- радикальное повышение качества образования и усиление конкурентоспособности университета – улучшение генерального рейтинга вуза по республике;
— получение потребителями полноценного качественного, конкурентоспособного образования, ориентированного на результат;
- реализация на практике двух инновационных образовательных программ, в том числе с использованием современных информационных технологий;
— создание системы трудоустройства молодых специалистов и их переподготовки; трудоустройство не менее 70% выпускников ежегодно;
— целевая подготовка специалистов на договорной основе заинтересованных организаций и предприятий не менее 50 человек в год;
— улучшение качественного состава преподавателей – довести остепенность до 45%;
- системную интеграцию образования, науки и производства, включая интеграцию в университете процессов менеджмента научных исследований с образовательным процессом;
- развитие эффективного интеграционного процесса в сфере образования и науки с зарубежными странами и переход к 2-х дипломному образованию;
- обеспечение высокого уровня системы менеджмента качества –прохождение очередной ресертификации;
— доведение средств Университета, выделяемых на укрепление материально-технической базы учебного и научного процесса, практической подготовки студентов до 150 млн.тенге в год (в среднем за три года).